Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Обеспечение деятельности уполномоченного. IX

СТ 377 ТК РФ .

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных
профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний,
хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном
для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно
предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как
минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также
оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие
условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены
коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в
бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие
работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы
отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения
культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.
При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для
работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для
работников, являющихся членами этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные
средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-
оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального
союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские
профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется
коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных
средств.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется
действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не
являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации
денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые
установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может
производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

Комментарий к Ст. 377 Трудового кодекса РФ

1. Работодатель обязан оказывать содействие профсоюзам в осуществлении их уставной деятельности. Указанное содействие оказывается на основе признания профсоюза законным представителем прав и интересов членов профсоюза, социальным партнером работодателя.

2. Основная обязанность работодателя по обеспечению деятельности профсоюза - обеспечение последнего необходимыми техническими средствами для ведения профсоюзной деятельности. При этом работодатель в силу закона несет обязанности по обеспечению деятельности исключительно первичной профсоюзной организации, но не вышестоящих профсоюзных органов.

Любой работодатель обязан предоставлять первичным профсоюзным организациям вне зависимости от того, сколько таких организаций объединяет его работников, помещение для хранения документации, для проведения заседаний и место для размещения профсоюзной информации. Место для проведения заседаний работодатель не обязан передавать профсоюзной организации в постоянное пользование. Конкретные характеристики предоставляемых помещений и мест для размещения информации, порядок предоставления помещений для проведения заседаний (собраний) определяются в коллективном договоре.

Работодатель также обязан перечислять в безналичном порядке на счет соответствующей профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Условие такого перечисления - подача работником, который является членом профсоюза, письменного заявления о безналичном перечислении членских профсоюзных взносов на счет профсоюзной организации. Работодатель не вправе требовать от профсоюза платы за указанное перечисление. Конкретный порядок перечисления денежных средств определяется коллективным договором.

3. На работодателя, численность работников которого превышает 100 человек, возлагаются дополнительные обязанности по обеспечению деятельности профсоюзов. Он обязан предоставить первичным профсоюзным организациям помещение, пригодное для постоянной работы, оргтехнику, средства связи и необходимые правовые документы. При этом одно помещение может быть выделено для нужд всех профсоюзных организаций. В таком случае порядок использования соответствующего помещения и технических средств определяется соглашением между первичными профсоюзными организациями. Предоставление помещений и технических средств для нужд каждой профсоюзной организации в отдельности определяется коллективным договором. В коллективном договоре также устанавливаются конкретные характеристики (место расположения, площадь и т.п.) выделяемого помещения и технических средств.

4. Помимо работы по представительству перед работодателем прав и интересов своих членов, профсоюзы могут проводить культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. Для обеспечения данной деятельности работодатель вправе предоставлять профсоюзам объекты, пригодные для ведения соответствующей работы, а также отчислять денежные средства. Взаимные обязательства сторон по ведению такой работы определяются коллективным договором. На профсоюз в данном случае возложена обязанность не допускать дискриминации работников. Плата за пользование переданными объектами для работников должна быть равной вне зависимости от членства в профсоюзе.

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

Конституцией РФ установлено право граждан на объединение и даны гарантии свободы профсоюзов, выполняющих представительскую и защитную функции. Поэтому создание профсоюза не зависит от воли и желания работодателя и может произойти в любой момент. Но, может быть, имеет смысл найти общие интересы и отнестись к профсоюзу как к равноправному партнеру? Ведь взаимодействие в рамках социального партнерства даже выгодно работодателю.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах) профсоюзом называется добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Право человека создавать профсоюзы и вступать в них является одним из фундаментальных и закреплено как международными нормами, так и российским законодательством. Более того, законы предписывают формировать нормальные условия для работы профессиональных союзов. Общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся создания профсоюзов, отражены в ст. 30 Конституции РФ: каждый имеет право на объединение, но никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

На эти конституционные нормы и опирается Закон о профсоюзах. Он устанавливает правовые основы создания и деятельности профсоюзов, регулирует их отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами. Кроме того, деятельность профсоюзов регулируется Федеральными законами от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон "Об общественных объединениях"), от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (профсоюз является некоммерческой организацией, созданной в форме общественного объединения), а также нормами ТК РФ.

Как создать профсоюз?

Для создания в строительной компании первичной профсоюзной организации (далее - ППО) формально достаточно всего семи человек: не менее трех членов профкома, до трех членов ревкомиссии, один из которых - ревизор, и "рядовых" членов профсоюза.

Закон напрямую не регулирует порядок создания ППО. Вместе с тем согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах решение о ее создании, утверждение уставов и положений относятся к компетенции общих собраний, конференций или съездов. Съезд (конференцию) или общее собрание созывают учредители профсоюза, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица (ст. ст. 6 и 18 Закона "Об общественных объединениях"). О факте создания объединения обязательно составляется протокол, который должны подписать председатель и секретарь собрания. На собрании необходимо избрать профком, его председателя и заместителей. Численность комитета может быть разной в зависимости от обстоятельств и размера организации, но в него должны входить не менее трех человек. Профсоюз считается созданным с момента принятия вышеуказанных решений. С этого же момента ППО вправе осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права и принимать на себя обязанности.

Для учета членов профсоюза (с целью обеспечения их равноправия и подтверждения заинтересованности в совместном решении задач) прием в члены осуществляется на основании индивидуальных заявлений. То есть работник обязан выразить свое желание вступить в профсоюз в письменной форме. Более того, он должен написать заявление об уплате членских взносов. Отметим, что ст. 377 ТК РФ обязывает работодателя при наличии личных письменных заявлений от работников - членов ППО ежемесячно перечислять на счет профсоюза безналичным путем членские взносы из заработной платы работников.

Важно и то, что ППО не нуждается в государственной регистрации (то есть в получении прав юридического лица).

Таким образом, создание ППО не представляет большой сложности и не требует затрат. О том, что на предприятии появилась профсоюзная ячейка, работодателю будет обязательно сообщено, но это случится уже после ее создания.

За и против

В современной России существует большое количество профсоюзных организаций, их объединений и ассоциаций общей численностью около 30 млн человек. Их представители регулярно принимают участие в заседаниях федеральных и региональных правительств, международных симпозиумах, форумах и конференциях. Однако большинство профсоюзов страны, по сути, трудно назвать объединениями работников по интересам. Одновременно с рабочими и инженерно-техническими кадрами в одной профсоюзной ячейке может состоять административный персонал. Кроме того, во многих компаниях под "вывеской" профсоюзных органов и вовсе осуществляется социальное обеспечение трудящихся.

Отношение широкой общественности к профсоюзам наглядно показывают результаты опросов ВЦИОМ. Согласно им 39% опрошенных граждан считают деятельность профсоюзов незаметной, бесполезной и неэффективной, 16% полагают, что профсоюзы борются за интересы работников, выполняя при этом волю властей. Почти половина респондентов (46%) вообще не доверяют профсоюзам.

Однако все это, конечно, не означает, что настоящие профсоюзы в России исчезли. В течение последних 10 лет появилось много новых организаций, которые на деле доказали свою способность защищать права и интересы трудящихся. Некоторые из "старых" профсоюзных организаций тоже сумели завоевать уважение сегодняшних работников.

Профсоюзы в мире

Первые профсоюзы возникли в конце XVIII в. в Англии. Затем по мере созревания экономических и политических предпосылок они стали появляться в США, Франции, Германии и других странах. Пик профсоюзного движения в большинстве государств пришелся на 1960-е г.

Однако в 1980-х численность членов профсоюзов стала неуклонно сокращаться. Мировой показатель охвата трудящихся профсоюзным движением в 1970 г. составлял 29%, а к началу XXI в. упал ниже 13%.

Среди причин кризиса профсоюзного движения эксперты называют рост занятости в малом бизнесе, где профсоюзам сложно работать, упадок "старых" отраслей промышленности, в которых подобные объединения были традиционно сильны, широкое распространение нестандартных форм занятости (неполный рабочий день, временная занятость, надомная работа, разделение рабочих мест и т.д.). Сыграло роль и быстрое изменение этнического состава трудовых слоев населения (привлечение мигрантов, выходцев из стран Африки, Азии, Ближнего Востока, где отсутствуют устойчивые традиции профсоюзного движения). Кроме того, сегодня можно утверждать, что основные цели профсоюзного движения достигнуты - профсоюзы пользуются широкими правами, наемным работникам гарантированы минимальная зарплата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя.

В то же время нельзя говорить о том, что профсоюзы - это явление прошлого и в современном обществе у них нет будущего. Они достаточно сильны в общественном секторе США. Постепенно укрепляется Европейская конфедерация профсоюзов, объединяющая 78 национальных конфедераций профсоюзов, общее число членов которых составляет 60 млн человек.

Российские особенности

В России профсоюзы стали создаваться в начале XX в. Поначалу это были нелегальные объединения, возникающие для организации отдельных акций и распадающиеся после их окончания. Тогда полковник Отдельного корпуса жандармов С.В. Зубатов предложил назначить своих лидеров в рабочие объединения. Так в 1901 г. в Москве было создано Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве, а к 1902 г. огромная сеть уже легальных рабочих организаций охватила всю империю.

Таким образом, первые профсоюзы в России были созданы по указу "сверху", с царского позволения, в целях сохранения монархии и государства, а не "снизу", как это должно было быть.

Отметим, что первая конференция профсоюза строителей России состоялась 8 февраля 1907 г. и на ней присутствовали представители Москвы, Риги, Лодзи и других регионов, в ту пору являвшихся частью империи. Первый профсоюз объединял каменщиков, столяров, сантехников и маляров. На конференции был принят устав, и с этого момента начался отсчет истории отечественных профсоюзов.

Если в 1907 г. профсоюзных объединений в стране насчитывалось 652, а общая их численность составляла 245 тыс. человек (3,5% общего числа рабочих, занятых в производстве), через 10 лет уже было создано более 2 тыс. профсоюзов, которые охватывали свыше 2 млн рабочих. Однако роль отечественных профсоюзов кардинально отличалась от общемировых стандартов. По сути, они оказались социальными подразделениями администрации предприятий.

После распада СССР стали появляться объединения нового типа, так называемые альтернативные профсоюзы, которые начали активно защищать права работников и устраивать забастовки. Сегодня наиболее известные - "Защита труда", "Сибирская конфедерация труда", "Соцпроф", "Всероссийская конфедерация труда". Однако на практике такие профсоюзы показали свою слабость и не смогли составить серьезную конкуренцию традиционным (тем, которые существовали с советских времен), имеющим поддержку со стороны государства.

В свою очередь, традиционные профсоюзы видоизменились. Большинство из них объединилось в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР), в которой сегодня состоит около 25 млн человек - 95% всех членов профсоюзов в стране. Но эти внушительные цифры все же не говорят о популярности профсоюзного движения среди трудящихся. Опросы последних лет свидетельствуют, что лишь треть членов профсоюзных организаций обращалась в них с какими-либо проблемами. В большинстве случаев они, как и в советские времена, были озабочены социально-бытовыми вопросами, возникающими на уровне конкретной компании. И, по их мнению, социальную поддержку оказывали не столько профсоюзы, сколько руководство предприятий.

Социальное партнерство

Поиск решений проблемы выстраивания цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере привел к появлению нового направления - социального партнерства. Его главная цель - достичь баланса между работниками, работодателями и государством. Этот специфический тип отношений регулируется с помощью законов, нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Его основными принципами являются равноправие сторон, уважение и учет интересов каждой из них, добровольность, согласованность и др. Однако социальное партнерство - механизм развитого, стабильного и демократического общества, поэтому нашей стране предстоит длительный и сложный путь к нему.

Идея социального партнерства реализовалась в 1990-е гг., в период экономических реформ, после издания Указа Президента РФ от 15.11.1991 N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)". В 1992 г. начала работу Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Образовались ФНПР, "Соцпроф" и др., а также начали появляться объединения работодателей - Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов.

Однако на практике система социального партнерства в России пока не получила существенного развития. Уже несколько лет численность "старых" и "новых" профсоюзов не увеличивается. Появились работники по срочному договору, которые не склонны вступать в рабочие объединения. Еще одно слабое звено - утрата связи руководства профсоюза с его членами, неспособность предложить им защиту труда, социальные льготы и услуги. В то же время работодатели (другой незаменимый участник социального партнерства) не готовы подписывать коллективные договоры, брать на себя реальные обязательства в сфере трудовых отношений. Заставить их сегодня действовать в рамках закона и стремиться к взаимной заинтересованности, как в большинстве развитых странах, пока не удается. Да и со стороны третьего участника - государства - существует немало проблем: пробелы в законодательной базе, утрата способности координировать процессы общественного развития, расслоение общества в целом, разлад и разобщенность субъектов социального партнерства.

Между тем в экономически развитых странах подобное партнерство стало необходимым элементом рыночных отношений. С его помощью создаются условия для обеспечения занятости трудоспособного населения, улучшаются организация производства и условия труда, повышается уровень жизни.

Польза для работодателя

Если не рассматривать социальное партнерство в масштабе страны, а сосредоточиться на уровне отдельного предприятия, обнаружится немало качеств профсоюзного движения, полезных для руководителей компаний.

Прежде всего профсоюз - это посредник между работником и менеджментом компании. Благодаря ему можно избежать негативных настроений среди трудящихся, узнать о микроклимате в коллективе, решить проблемы, не допуская социального напряжения. С профсоюзом легче и продуктивнее (чем с самими работниками) урегулировать вопросы в рамках социального партнерства, опираясь на законодательство.

С представителями работников в лице профсоюза необходимо заключить коллективный договор. Так, работодатель защитит себя от необоснованных претензий по использованию средств на обеспечение гарантий и льгот со стороны работников и проверяющих органов. В договоре можно сразу прописать отказ работников от забастовок.

Грамотный работодатель, заинтересованный не только в экономии средств на условиях труда работников, заботящийся о репутации компании, понимает, что профсоюз является его помощником в создании безопасных условий и охраны труда. Сотрудничество с объединениями работников по различным вопросам усиливает авторитет руководителя как в трудовом коллективе, так и за его пределами.

Профсоюзные органы способны своевременно проинформировать руководство компании о недостатках существующей системы охраны труда, что позволит принять соответствующие меры для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Кроме того, решать вопросы по охране труда можно следующим образом: на предприятии создается комитет (комиссия) по охране труда, куда входят представители работников и работодателя (инициатива создания может исходить от любой из сторон). Цель такого комитета - обеспечить согласованность действий работодателя и работников, направленных на формирование безопасных условий труда в компании.

Используя механизм социального партнерства, работодатели решают широкий спектр вопросов социальной помощи и поддержки своих работников, создают им достойные условия труда, отдыха, медицинской помощи, страхования, предоставления различных льгот и др. Все это повышает не только безопасность рабочих мест, но и уровень корпоративной культуры, а также совершенствует систему охраны труда на предприятии в целом.

Документ утратил силу или отменен

"Отраслевое соглашение по органам и организациям Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на 2012 - 2014 годы" (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФСКН РФ...

IX. Обеспечение прав и гарантий деятельности выборных

профсоюзных органов

70. Обязанности представителей нанимателя (работодателей) по созданию условий для осуществления деятельности выборных профсоюзных органов регламентируются статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и могут конкретизироваться в коллективных договорах.

71. Представители нанимателя (работодатели):

не препятствуют вступлению гражданских служащих и работников органов наркоконтроля в Профсоюз, обеспечивают соблюдение прав и гарантий деятельности профсоюзных организаций;

предоставляют выборным профсоюзным органам по их запросам информацию о социально-экономическом развитии органов наркоконтроля;

содействуют представителям выборных профсоюзных органов в посещении органов наркоконтроля для реализации установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением прав гражданских служащих и работников органов наркоконтроля и уставных задач Профсоюза.

72. Материальные условия деятельности выборных профсоюзных органов.

72.1. Представители нанимателя (работодатели):

на основании личных письменных заявлений членов Профсоюза ежемесячно, одновременно с выплатой денежного содержания и заработной платы в органах наркоконтроля производят безналичное удержание и бесплатное перечисление через бухгалтерию на счета соответствующих выборных профсоюзных органов членских профсоюзных взносов;

на основании личных письменных заявлений гражданских служащих и работников органов наркоконтроля, не являющихся членами Профсоюза, ежемесячно, одновременно с выплатой денежного содержания и заработной платы в органах наркоконтроля, производят безналичное удержание и бесплатное перечисление через бухгалтерию на счета соответствующих выборных профсоюзных органов денежных средств в размере не ниже установленного для уплаты членских взносов и на условиях, установленных данным выборным профсоюзным органом, для обеспечения защиты их прав и интересов;

предоставляют бесплатно выборным профсоюзным органам соответствующих органов наркоконтроля (для обеспечения их деятельности в интересах гражданских служащих и работников) оборудованные помещения, средства связи (городской и местный телефоны, возможность пользования электронной и факсимильной связью), транспортные средства;

поощряют руководителей соответствующих выборных профсоюзных органов и их заместителей за содействие и активное участие в решении социально-экономических и производственных задач.

73. Гарантии гражданским служащим и работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов.

73.1. Представители нанимателя (работодатели) освобождают от основной работы членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от нее, с сохранением денежного содержания (средней заработной платы) для выполнения общественных обязанностей в интересах гражданских служащих и работников, прохождения профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов в работе съездов, конференций Профсоюза, его выборных органов и проводимых ими мероприятий.

73.2. Расторжение служебного контракта (трудового договора) по инициативе представителя нанимателя (работодателя) с руководителем выборного профсоюзного органа (его заместителями), не освобожденных от основной работы, в случаях сокращения численности или штата гражданских служащих и работников органов наркоконтроля, недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, неоднократного неисполнения ими без уважительных причин служебных (трудовых) обязанностей, если они имеют дисциплинарное взыскание, не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

73.3. Освобожденным работникам выборных профсоюзных органов после окончания их выборных полномочий предоставляется прежняя должность (работа), а при ее отсутствии с согласия гражданского служащего или работника другая равноценная должность (работа) в той же организации.

В соответствии со статьей 375 Трудового кодекса Российской Федерации при невозможности предоставления соответствующей должности (работы) по прежнему месту службы (работы) в случае реорганизации органа наркоконтроля ее правопреемник, а в случае ликвидации организации Профсоюз сохраняет за этим гражданским служащим, работником его денежное содержание (средний заработок) на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации - до одного года.

Профессионального союза

(Приложение к постановлению Исполкома ФНПР от 18.10.2006 № 4-3)

Общие положения

1.1. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченный) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организация), в которых работают члены профсоюза.
1.2. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, настоящим Положением, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда.
1.3. Выборный орган первичной профсоюзной организации обеспечивает выборы уполномоченных в каждом ее структурном подразделении и в организации в целом. Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах.
1.4. При наличии в организации нескольких профсоюзов - каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного.
1.5. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации, ее структурном подразделении.
1.6. полномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации.
1.7. Выдвижение уполномоченных в состав комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной (ых) профсоюзной (ых) организации (ий), если он (они) объединяет (ют) более половины работающих, или собрания (конференции) работников организации.
1.8. Уполномоченные осуществляют свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение надзора и контроля.
1.9. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется выборным органом первичной профсоюзной организации.
1.10. Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные представляют отчет о своей работе (два раза в год) в выборный орган первичной профсоюзной организации (приложение № 1).
1.11. По решению профсоюзного собрания или выборного органа первичной профсоюзной организации уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.
1.12. Выборный орган первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспекция труда профсоюза оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них обязанностей.
1.13. На основании настоящего Положения общероссийские (межрегиональные) профсоюзы могут разрабатывать свои положения с учетом специфики и особенностей видов экономической деятельности.

2. Задачи уполномоченного

Задачами уполномоченного являются :

2.1. Содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.
2.2. Осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
2.3. Подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа.
2.4. Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
2.5. Информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

Функции уполномоченного

Для решения задач, поставленных перед уполномоченным, на него возлагаются следующие функции:
3.1. Проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.
3.2. Информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержание их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования и средств производства.
3.3. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц о имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки.
3.4. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.
3.5. Содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки.
3.6. Осуществление контроля по своевременному обеспечению работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.7. Проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении с целью определения их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного применения технологических процессов, инструментов, сырья и материалов.
3.8. Информирование работодателя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшим с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья.
3.9. Участие в организации первой помощи, а при необходимости оказания первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего в структурном подразделении.
3.10. Подготовка предложений работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.
3.11. Участие в расследовании происшедших в структурном подразделении аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению.
3.12. В организации из членов выборного органа первичной профсоюзной организации избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации.
На старшего уполномоченного по охране труда возлагается :
- организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях организации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;
- внесение в выборный орган первичной профсоюзной организации и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по охране труда;
- участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;
- контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;
- внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для участия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;
- проведение анализа состояния условий и охраны труда в организации, внесение предложений выборному органу первичной профсоюзной организации по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоровлению работников.

Права уполномоченного

Для выполнения возложенных на него функций уполномоченный имеет право :
4.1. Осуществлять контроль в организации (структурном подразделении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по охране труда, локальных нормативных актов.
4.2. Осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также по результатам расследования несчастных случаев.
4.3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.4. Получать информацию от работодателя и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов.
4.5. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.
4.6. Вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении нарушений требований охраны труда (приложение № 2).
4.7. Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).
4.8. Направлять предложения должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников,
4.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требований охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, изменениями условий труда.
4.10. Вносить работодателю, должностному лицу и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда.
4.11. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Обеспечение деятельности уполномоченного

5.1. Обеспечение условий деятельности уполномоченного (освобождение от основной работы на период выполнения возложенных на него обязанностей, прохождения обучения, обеспечение необходимой справочной литературой, предоставление помещения для хранения и работы с документами и др.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом организации.
5.2. Уполномоченному выдается установленного образца удостоверение (приложение № 3).
5.3. Уполномоченные проходят обучение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя в образовательных центрах по охране труда, а также проходят обучение за счет средств работодателя по отраслевым программам.
5.4. В соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом организации уполномоченному могут устанавливаться социальные гарантии, предусмотренные статьями 25, 26 и 27 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
5.5. За активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации, улучшению условий труда на рабочих местах уполномоченный может быть материально и морально поощрен.
5.6. Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.

© 2024 Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование