Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Критерии оценки участия в деловой игры. Практика проведения и критерии оценки деловых игр

Критерий оценивания Шкала оценивания Формируемые компетенции
Качество выполнения задания. Обучающийся правильно определяет рассматриваемые понятия; демонстрирует глубокие знания теоретического материала. Изложение материала ясное и четкое, логически выстроено, приводятся различные точки зрения и их личную оценку. Показывает освоение всех необходимых компетенций дисциплины. 2 балла
Аргументированность, оригинальность предлагаемых решений. Показывает освоение всех необходимых компетенций дисциплины. 2 балла ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ВК-4
Способность ориентироваться в нестандартных ситуациях. Показывает освоение всех необходимых компетенций дисциплины. 2 балла ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ВК-4
Способность правильно применять нормативно-правовые акты. Показывает освоение всех необходимых компетенций дисциплины. 2 балла ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ВК-4
Четкость, полнота и качество заполнения документации. Показывает освоение всех необходимых компетенций дисциплины. 2 балла ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ВК-4
Максимальное количество баллов при освоении всех компетенций 10 баллов ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ВК-4

Сроки предоставления самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа по модулю 1 в части решения задач представляется после прохождения темы №4.

2. Самостоятельная работа по модулю 1 в части подготовки докладов предоставляется непосредственно после прохождения соответствующей темы практического занятия, которая по общему правилу должна соответствовать теме докладов.

3. Самостоятельная работа по модулю 2 в части подготовки пакета документов, необходимых для государственной регистрации, должна быть представлена после прохождения темы №9.

4. Самостоятельная работа по модулю 2 в части подготовки и организации деловой игры представляется после изучения темы №10.

Критерии и условия аттестации:

Итоговая форма контроля – зачёт.

Знания студентов на зачете оцениваются по шкале: «зачтено», «не зачтено». Основой для определения оценки служит объём и уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины, составленной в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Критерии оценки знаний устанавливаются в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке, исходя из действующих учебных планов и программ с учетом характера конкретной дисциплины, а также будущей практической деятельности выпускника.

Критерии и шкала оценивания компетенций на зачете

Критерии оценивания Шкала оценивания Проверяемые компетенции
По итогам текущего контроля обучающийся набрал не менее 60 баллов (без участия в процедуре зачета); знает программный материал; грамотно, логично, аргументированно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответах на вопросы, без затруднений выполняет практические задания (при участии в процедуре зачёта) зачтено
По итогам текущего контроля обучающийся набрал менее 25 баллов (без участия в процедуре зачета); не знает программный материал, допускает существенные ошибки, неуверенно с большими затруднениями выполняет практические задания(при участии в процедуре зачёта). не зачтено ВК-4, 9; ОК-3; ПК-3, 4, 5, 7, 13, 16

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

а) основная литература:

1. Белов В.А. Гражданское право. Общая часть: учебник, Т. 1. Введение в гражданское право/ В.А. Белов. - М.: Юрайт, 2011. - 521 с.

2. Юридические лица в гражданском праве: юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации) : организационно-правовые формы / отв.ред В.Н. Литовкин, О.В. Гутников.- М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2014 .– 1024с.

3. Чиркин, Вениамин Евгеньевич. Юридическое лицо публичного права/ В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2013. - 352 с.

4. Рузакова, О.А. Гражданское право. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Рузакова О. А. – М. : Евразийский открытый институт, 2011 .– 567 с. – () .– Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online" .– ISBN 978-5-374-00430-4 .-

5. Иванова, Е.В. Гражданское право России: Полный курс: учебник / Е.В. Иванова. - М. : Книжный мир, 2011. - 816 с. - (Высшая школа). - ISBN 978-5-8041-0464-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89869

Нормативные и иные акты

6. Конституция РФ // Российская газета. -2009. -№7.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

9. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

10. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

11. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

12. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

13. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

14. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

15. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

16. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

17. Федеральный закон от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

18. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

19. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

20. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

21. Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

22. Указ Президента РФ от 18.03.1993 № 351 «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

23. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

24. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

25. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

26. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

б) дополнительная литература:

27. Гражданское право: Практикум. Часть 1/ Под. ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2001. - 176 с.

28. Иванова, Е.В. Гражданское право России. Полный курс. Учебник [Электронный ресурс] / Иванова Е. В. - М. : Книжный мир, 2011 .- 816 с. - (Высшая школа) .- Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека o№li№e» .- ISB№ 978-5-8041-0464-2 .- .

29. Сергеева, О. Нормы, регулирующие отношения создания и регистрации юридического лица [Электронный ресурс]. - М.: Лаборатория книги, 2010. – 44с.

30. Зыкова И.В. Юридические лица: Создание, реорганизация, ликвидация/ - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ОСЬ -89, 2007. - 256 с.

31. Зыкова, И.В. Юридические лица:создание, реорганизация, ликвидация / И.В. Зыкова.- М. : ОСЬ -89, 2005 .- 256 с.

32. Юридические лица. Ответственность за нарушение обязательств/ Ин-т гос-ва и права РАН; Отв. ред. Т.Е.Абова. - М.: МЗ-ПРЕСС, 2004. - 271 с.

33. Защита прав граждан и юридических лиц в российском и зарубежном праве (проблемы теории и практики): сборник статей и тезисов аспирантов и молодых ученых. - М.: МЗ ПРЕСС, 2002. - 160 с.

34. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. 394 с.

35. Габов А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно-практический комментарий к статьям 57 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. 203 с.

36. Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: постатейный комментарий к главе 4 / Е.В. Бадулина, К.П. Беляев, А.С. Васильев и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 524 с.

37. Борисов А.Н. Комментарий к главе 4 части первой Гражданского кодекса РФ "Юридические лица" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

38. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2014. 286 с.

39. Панов А.Б. Административная ответственность юридических лиц: монография. М.: Норма, 2013. 192 с.

40. Принудительное исполнение актов судов и иных органов в отношении юридических лиц (организаций и предпринимателей). Проблемные аспекты: сборник материалов международной научно-практической конференции, 4 - 8 июня 2012 г., г. Воронеж / З.М. оглы Али-заде, Д.Б. Симон, Л.В. Бутько и др.; отв. ред. А.О. Парфенчиков, Д.Х. Валеев. М.: Статут, 2013. 352 с.

41. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (постатейный) / Е.С. Беспалова, А.А. Вострикова, В.Р. Исхакова и др.; под ред. В.Ю. Панченко. Москва: Проспект, 2012. 160 с.

42. Баранова А.Н., Гусева Т.А., Чуряев А.В. Принудительная ликвидация юридических лиц: научно-практическое пособие // СПС КонсультантПлюс. 2011.

43. Курбатов А.Я., Пирогова Е.С. Ограничение правоспособности и дееспособности юридических лиц - должников в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) // СПС КонсультантПлюс. 2011.

44. Гришаев С.П. Хозяйственные товарищества как юридические лица // СПС КонсультантПлюс. 2014.

45. Груздев В.В. Договор об имущественном обособлении юридического лица // Юрист. 2014. № 24. С. 4 - 8.

46. Гришаев С.П. Производственные кооперативы как юридические лица // СПС КонсультантПлюс. 2014.

47. Кузнецов А.А. Орган юридического лица как его представитель // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2014. № 10. С. 4 - 31.

48. Долинская В.В. Органы юридического лица: проблемы доктрины и современного законодательства (на примере акционерного общества) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 11. С. 64 - 71.

49. Хабриева Т.Я. Современные подходы к классификации юридических лиц (к 90-летнему юбилею В.Е. Чиркина) // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 5 - 16.

50. Шиткина И.С. Реформа российского корпоративного законодательства: анализ новелл, внесенных в главу 4 ГК РФ "О юридических лицах" (лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право") // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2014. № 4. С. 2 - 20.

51. КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 25 сентября 2014 года. У юрлица может быть несколько руководителей, действующих без доверенности (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

52. Бекетова К.А. Теоретические и практические аспекты исследования статуса органов местного самоуправления как юридических лиц публичного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 10. С. 15 - 19.

53. Дарькина М.М. Судебная форма защиты прав и интересов физических и юридических лиц // Современный юрист. 2014. № 4. С. 21 - 30.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». www.sudrf.ru

2. Верховный Суд РФ. www.vsrf.ru

3. Верховный Суд РБ. http://vs.bkr.sudrf.ru

4. Конституционный Суд РФ. www.ksrf.ru

5. Российская газета http://rg.ru/

6. Государственная регистрационная палата http://www.palata.ru/

7. УФСГРКК по г. Нефтекамск http://ufrs.№eftekamsk.ru

8. УФСГРКК по РБ http://www.to02.rosreestr.ru/

9. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru)

10. Университетская библиотека онлайн. (http://www biblioclub.ru),

11. Электронный каталог библиотеки БашГУ (http://www bashlib.ru/catalogi/),

12. Электронный читальный зал на базе программного обеспечения «БиблиоТех» (http://www bashlib.ru /echitzal).

13. Научная электронная библиотека Elibraru (http://www elibrary.ru),

14. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (http://www е.lanbook.com),

15. Электронная библиотечная система EAST VIEW «Издания по общественным и гуманитарным наукам» (http://www ebiblioteka.ru)

16. Электронная библиотечная система EAST VIEW «Вестники Московского государственного университета» (http://www ebiblioteka.ru),

17. Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ)

18. (http://www uisrussia.msu.ru), Электронная библиотека диссертаций РГБ (http://www.diss.rsl.ru).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1 Общие методические указания по подготовке к лекционным и практическим (семинарским) занятиям

Студенту НФ БашГУ необходимо помнить, что качество полученного образования в немалой степени зависит от активной роли самого студента в учебном процессе. Студент должен быть нацелен на максимальное усвоение подаваемого лектором материала, после лекции и во время специально организуемых индивидуальных встреч студент может задать лектору интересующие его вопросы.

Важным является приобщение к научно-исследовательской деятельности. Процесс становления молодых ученых находится в прямой зависимости от степени их участия в ней, т.е. от предшествующего развития творческих способностей и исследовательских навыков. Большую пользу студенту может принести участие в проводимых научно-практических конференциях, поскольку они обеспечивают доступ к обсуждению наиболее актуальных проблем науки. Приветствуется и поощряется подготовка и публикация студентами научных статей. Ежегодно в НФ БашГУ выпускаются сборники студенческих работ.

Организуется регулярная работа студенческих научных кружков. Участие в их работе позволяет развить студенту свое ораторское искусство, отточить свое профессиональное мастерство, углубить познания в области юриспруденции, научиться и развивать искусство вести дискуссии на актуальные темы.

Подготовка к практическим занятиям

Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий. Во время семинарского занятия преподаватель опрашивает студентов по вопросам, заданным на данное занятие. Вопросы объявляются преподавателем на предыдущем семинарском занятии и, как правило, они должны совпадать с вопросами, содержащимися в данном учебно-методическом комплексе, но преподаватель может дать и некоторые другие вопросы, относящиеся к теме семинара и указать: на что студентам следует обратить особое внимание при подготовке к следующему занятию.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, изучения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры лекций преподавателей с использованием различной аудиовизуальной техники.

Студенты должны заранее дома, в библиотеке и читальном зале подготовить ответы на все заданные вопросы семинарского занятия. Следует вести специальную тетрадь с записями ответов на вопросы семинаров. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников статей, монографии.

В процессе организации работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы.

Студент, отвечающий на вопрос семинарского занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно полно раскрыть данный вопрос.

Помимо устных опросов студентов на семинарских занятиях преподаватель проводит письменные контрольные работы, тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний студентов, в том числе и в рамках самостоятельной работы.

Ответы студентов на семинарских занятиях, выполнение контрольных, подготовка докладов, рефератов учитываются преподавателем при подведении итогового количества баллов за определенный период.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Безусловно, от того, насколько студент подойдет к саморазвитию, чтению учебной и научной литературы, настолько будет зависеть уровень его профессиональной подготовки – профессиональной пригодности.

Критерии оценки самостоятельной работы в рамках балльно-рейтинговой системы направлены, прежде всего, на активизацию самостоятельного изучения дисциплины в дополнение к лекционным и семинарским занятиям. Количество баллов по каждой дисциплине устанавливается в соответствии с технологическими картами.

Образовательные технологии

Творческие проблемные задания в отличие от традиционных, требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда – бесчисленное множество) «правильных ответов». Часто «правильный ответ» неизвестен и преподавателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (договора, акта, соглашения), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.

Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера делового заинтересованного общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя или приглашенного специалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее профессиональную деятельность) придает смысл практическому обучению, мотивирует студентов.

Деловая игра организуется и проводится силами кафедры гражданского права и процесса. Суть деловой игры сводится к имитации студентами процедуры государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации или ликвидации со всей присущей ей регламентацией, с распределением процессуальных ролей, принятием всех необходимых решений.

В ходе организации и проведения деловой игры ставятся и достигаются следующие цели:

– усвоение студентами этапов и процедуры государственной регистрации юридических лиц;

– выработка навыков правовой оценки исходной фактической правовой ситуации, включающей в себя, в частности, анализ материалов документов, действующего процессуального и материального законодательства, изучение судебной практики, разработка правовой позиции, принятие процессуального решения;

– привитие навыков практической реализации полномочий профессиональных субъектов гражданского оборота;

– определение уровня теоретической подготовки студентов по учебной дисциплине «Юридические лица в гражданском праве».

Приобретение студентами навыков дачи квалифицированных юридических заключений и консультаций при государственной регистрации юридических лиц.

Участие в деловой игре принимают студенты 4 курса направления «Юриспруденция». Как правило, охват студентов в ходе организации и проведения деловой игры около 10 человек в каждой из учебных групп курса, постольку в одной группе обычно проводиться 2-3 игры, чтобы максимально охватить всех студентов.

Необходимо особо подчеркнуть, что все остальные студенты, не участвующие непосредственно в деловой игре, принимают самое живое участие во всех подготовительных и организационных мероприятиях, направленных на подготовку процесса, являются его внимательными зрителями, оценивают ход процесса, отмечают недостатки, а позднее участвуют в обсуждениях итогов учебного процесса, которые проводятся на практических занятиях по учебной дисциплине «Юридические лица в гражданском праве».

Мозговой штурм – это один из самых популярных методов обучения и групповой работы. Цель первого этапа – предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому данный метод очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.

Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы студенты генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос (например, «Какие основные направления совершенствования гражданского законодательстве в области регулирования деятельности государственных корпораций?». В мозговом штурме велика роль преподавателя. Он также может участвовать в генерировании предложений (и даже должен это делать, если студенты неожиданно остановились). Но, главное, он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и постоянно были видны всем участникам мозгового штурма. Записывать может сам преподаватель или один из студентов. Преподаватель может просить студентов повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте формулировки. Он также не должен настаивать, заставлять студентов генерировать идеи.

Второй этап мозгового штурма – обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы студенты даже делятся на две группы – генераторов идей (проводят первый этап) и критиков (проводят второй этап). Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах, с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем.

Работа в малых группах предоставляет всем студентам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у студентов есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде.

Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре студентам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование). Для участия в таких ролевых играх в качестве одного из наблюдателей по возможности приглашают других преподавателей, специалистов по данной категории дел.

При подготовке к ролевой игре в первую очередь необходимо определить ожидаемые учебные результаты (например, «После проведения этой ролевой игры студенты смогут собрать пакет документов, необходимый для государственной регистрации, ликвидации юридических лиц» и др.).

К активным методам обучения относятся: проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинар-практикум.

9.2 Планы семинарских (практических) занятий и методические указания к ним

Технологическая карта

по дисциплине «Предпринимательское право »

для студентов 3 курса направления «Юриспруденция»

Максимальное количество баллов по дисциплине- 100 :

50 баллов – активное участие в семинарских занятиях;

30 баллов – выполнение контрольных заданий;

20 баллов – самостоятельная работа студента.

Всего семинарских занятий – 38 часов, т.е. 19 занятий.

Система оценивания

Отличный ответ – 3 балла;

Хороший ответ – 2 балла;

Слабый ответ – 1 балл.

Дополнения (вне зависимости от их количества) – 1-2 балла.

Самостоятельная работа студента – 20 баллов.

Проверяемые компетенции: ПК-2,6,8,9,13,15,16,17. ВК – 2,4

1.Подготовка рефератов и докладов по темам:

Виды предпринимательства:

А- туристская деятельность,

Б -Г ювелирный магазин

Д –Л - ломбард,

З-Л кинотеатр,

М- кафе/ресторан,

Р-С - производство бытовой химии

У – Х - производство продуктов питания,

Д-С - кожевенная фабрика,

Х- молочная ферма,

Ш - перевозка маршрутным такси,

Ю- ритуальные услуги и т.д.

2.Анализ научных статей по проблемам:

«Актуальные проблемы предпринимательской деятельности»,

«Проблемы малого предпринимательства»,

«Крестьянское(фермерское) или личное подсобное хозяйство по производству сельхоз. продукции»,

«Недобросовестная конкуренция, пути решения проблемы»,

«Доминирующее положение на рынке как базовая категория антимонопольного законодательства» и т.д.

Самостоятельная работа должна быть представлена до последнего практического занятия . Самостоятельная работа, предоставленная после установленного срока не принимается и не оценивается, за исключением пропуска установленного срока по уважительным причинам (предоставить документ, удостоверяющий причину пропуска срока.

Критерий

оценки рефератов и статей

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

Студент правильно определяет рассматриваемые понятия, приводя соответствующие примеры; демонстрирует глубокие знания теоретического материала самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

Студент использует различные методы познания (анализ, приемы сравнения, взаимосвязи понятий и явлений; приводит альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, делает аргументированные выводы, использует большое количество различных источников информации.

Построение суждений

Изложение материала ясное и четкое, логически выстроено, студент приводятся различные точки зрения и их личную оценку. Изложение соответствует жанру проблемной научной статьи.

Оформление работы

Используется иллюстрационный метод - презентации

Самостоятельная работа № 3.(Деловая игра-дебаты).

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников.

В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.

Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»

Действующие лица

Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.

Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.

Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).

Этапы работы в технологии «Дебаты»

Подготовка

Выбор темы.

Построение сюжета доказательств

Подбор аргументов

Собственно дебаты

Оглашение позиций (дискуссия)

Раунд перекрестных вопросов

Судейство

Рефлексия

Критерии оценки:

10 баллов выставляется той команде победителю, которая представит свою точку зрения на проблемный вопрос более аргументировано, проявит способности коллективного обсуждения и мышления, правильно подберет и использует нормы права, регулирующие соответствующее отношение и покажет наиболее яркое и грамотное выступление.

5 баллов – командам-участникам.

Деловая игра№2

Ролевая игра проводится по завершении изучения дисциплины «Предпринимательское право».

Цель ролевой игры - отработка навыков практического применения знаний, полученных при изучении курса на примере разрешения конкретной ситуации; развитие общекультурных и профессиональных компетенций.

    правильное выявление проблемы, заложенной в спорной ситуации;

    формирование навыков отграничения различных видов производства в гражданском процессе;

    формирование позиций сторон на основе толкования положений законодательства в условиях отсутствия прямой нормы для разрешения спора;

    выработка обоснованного решения спорного вопроса;

    выработка способности применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы права;

    развитие способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

    развитие способности правильно и полностью отражать результаты профессиональной деятельности в юридической документации;

    овладение навыками подготовки юридических документов.

Ролевая игра проводится в четыре этапа.

I этап – подготовка к ведению спора, формирование позиций сторон.

II этап – проведение разбирательства по делу.

III этап – выработка решения по делу.

IV этап – обсуждение выработанного решения.

Фабула дела определяется студентами самостоятельно.

Примерный состав участников деловой игры:

1. Судья, председательствующий по делу;

2. Секретарь судебного заседания;

4. Представитель истца;

5. Ответчики;

6. Представитель ответчика;

7. Свидетели.

Необходимо определить двух студентов (незадействованных в игре), которые будут выполнять роль независимых экспертов. Их основная задача – выявить допущенные в ходе игры процессуальные ошибки и оценить работу студентов.

Описание этапов ролевой игры:

I этап – подготовка к ведению спора. Представители сторон формируют правовые позиции на основе действующего законодательства и обстоятельств дела.

II этап – проведение разбирательства по делу. Стороны поочередно представляют выработанные ими позиции, высказывают аргументы в их защиту, оценивают обоснованность аргументов другой стороны, задают друг другу уточняющие вопросы. Суд руководит процессом рассмотрения дела и задает вопросы, ответы на которые позволят вынести законное и обоснованное решение по делу.

III этап – выработка решения по делу. Суд с учетом приведенных в ходе разбирательства доводов сторон вырабатывает и оглашает решение по делу.

IV этап – обсуждение выработанного решения. Участники игры и зрители (студенты группы, не принимавшие непосредственного участия в игре) обсуждают обоснованность предложенного решения спорной ситуации, оценивают прозвучавшие в ходе игры аргументы с позиций их соответствия законодательству и выработанной на базе его применения судебной практике.

Критерии оценивания деловой игры:

Критерий (показатель оценивания)

Качество выполнения задания

Аргументированность, оригинальность предлагаемых решений

Способность ориентироваться в нестандартных ситуациях

Способность правильно применять нормативно-правовые акты

Четкость, полнота и качество заполнения документации

Максимальное количество баллов за деловую игру

Выполнение контрольных работ – 30 баллов.

В процессе изучения дисциплины, в течение семестра предусмотрено выполнение двух контрольных работ. Контрольные работы выполняются в форме коллоквиума и тестирования по всем темам.

Контрольная работы №1: Оценивается от 0 до 15 баллов.

Контрольной работы №2: Оценивается от 0 до 15 баллов.

Период выполнения контрольной работы №1 на 10 семинарском занятии по темам:

Участники деловой игры.

Концепция игры.

Тема деловой игры.

Проведение занятия в форме деловой игры

Примерные темы рефератов

Тема 5. Способы практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала

1. Современные методы оценки персонала в России

2. Проблемы оценки труда персонала в практике отечественных предприятий

3. Методы оценки труда персонала в практике зарубежных фирм

4. Управление развитием персонала как фактор повышения эффективности труда

Критерии оценки – см. критерии, предложенные в теме 2.

Методика оценки интервьюируемого

Сформировать навыки оценки претендентов на должность, видение необходимых навыков, должностных компетенций работников, приобретение навыков самоорганизации. Деловая игра дает возможность смоделировать методику практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала.

Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на команды по два человека. Способы формирования команд: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и другие.

3. Ожидаемые результаты:

Получение навыков работы по методике оценки персонала;

Овладение навыками работы с должностными инструкциями,

Овладение коммуникабельными навыками;

Получение навыков по подбору персонала на должность;

Овладение технологиями управления персоналом;

Вы-специалист по подбору персонала компании Х. Вам необходимо принять на работу ведущего менеджера отдела закупок. Распишите план ваших действий, метод оценки интервьюируемого. Опишите необходимые должностные компетенции работника.

Задание

Работайте в парах. Каждый из вас по очереди является специалистом по кадрам и претендентом на должность.

За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Наименование критерия Оценочная шкала (в баллах)
Качество анализа вариантов подбора специалиста на должность, анализ необходимых компетенций от 0 до 10
Качество защиты избранного варианта: умение излагать основные положения, аргументировано отстаивать точку зрения, воспринимать противоположные, отвечать на вопросы оппонентов от 0 до 5
Точность соблюдения регламента от 0 до 5
Активность команды во время групповой работы от -3 до +3
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд от -3 до +3
Умение вести дискуссию от -3 до +3
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком -3 -1
Итого от -12 до 29

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.



Комплект разноуровневых задач и заданий:

Задание:

Заполните модель компетенций HR-менеджера

Роль Компетенция Демонстрирует (умения,навыки) Деятельность (индикаторы)
Страте-гический партнер Организационные способности. Решение проблем. Обслуживание клиентов. Стрессоустойчивость. Устная коммуникация Понимание внешней среды бизнеса. Знание миссии компании. Понимание организационной культуры клиента. Знание системного подхода. Понимание бизнесс- процесса и путей повышения эффективности компании. Инновационность и готовность к риску Увязывает кадровую политику со стратегией и миссией компании. Применяет принципы развития организации. Адаптирует процедуры управления персоналом к организационной культуре клиента. Применяет принципы управления персоналом, чтобы изменять бизнес-процессы и повышать эффективность компании
Лидер
Наставник
Технический эксперт
Агент изменений

Разделы: Общепедагогические технологии

Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий учителя. Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок – это ступенька нового знания и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Множество уроков не имеют достаточного воспитательного и развивающего воздействия на учащихся. Успех в большей степени зависит от развития теории урока, от разработки и научного обоснования взаимосвязи элементов урока, его структуры, схемы подготовки и т.д. Конечный результат урока складывается из двух составляющих: деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке. Рассматривать в отрыве одно от другого нельзя, ибо второе есть результат качества первого.

Развитие личности не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной деятельности . Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, являются ролевые и деловые игры. Сущность дидактической игры заключается в передаче учащимся некоторых функций (контрольной, информационной, организационной, оценивающей), традиционно выполняемых учителем. Такая организация учебного процесса очень вариативна и поэтому в зависимости от возраста, специфики учебного предмета, подготовленности учащихся, может осуществляться в различных формах (так, например, весь класс может делиться на несколько взаимодействующих ролевых групп или отдельные учащиеся наделяются индивидуальными ролями). Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения игры обращал внимание не на качество исполнения той или иной роли учащимися, а на степень включенности их в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало, быть, освоения) учащимися различных ролей и разнообразных видов деятельности.

Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества .

Игра лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней имеется элемент неожиданности. Конечно, при этом следует оптимально дозировать элементы повторения и неожиданности, импровизации, с тем, чтобы обеспечивать развивающий эффект игры, динамику освоения конкретных способов действий .

В настоящее время существует значительное количество различных видов, определений и классификаций деловых игр.

Деловая игра – это воспроизведение деятельности руководителей и кадров управления, игровое моделирование систем управления.

В ходе деловой игры появляется возможность не только производится деятельность специалистов, но и выявляются проблемы и причины их появления, разрабатываются варианты решения проблем и т.д.

Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения.

В зависимости от функций деловые игры делят на три группы:

  1. Учебные (применяются при обучении руководителей и специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в своей практической деятельности).
  2. Производственные (отработка системы управления на предприятии, выработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и др.).
  3. Исследовательские (используются при проверке гипотез, новых принципов организации работы, внедрения новых технологий и др.).

Ряд нововведений не внедряется на предприятии только потому, что у его работников недостаточен уровень ЗУН, отсутствует видимая потребность в его внедрении и недостаточная психологическая подготовка к восприятию и реализации нововведений .

Каждый участник деловой игры выступает в рамках той должности, которую он выполняет в структуре управления.

Одно из требований деловых игр – имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности. Это требует учета специфики и условий деятельности конкретного предприятия.

Проспект деловой игры должен быть представлен в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

  • рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
  • освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;
  • работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений;
  • ориентации в нестандартных ситуациях;
  • концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать взаимопонимание между участниками игры.

Недостатки деловых игр:

  • относительная сложность подготовки;
  • отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
  • отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

Условия проведения деловых игр:

  • внимательность;
  • включенность в игру;
  • сопричастность, уважение точки зрения других;
  • масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
  • самовыражение.

Перед игрой следует уточнить некоторые терминологические понятия:

Задача – поставленная цель, которую необходимо достигнуть

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. Можно рассматривать проблему как противоречие между старыми и новыми знаниями, требованиями и т.д. .

При проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы). Задача педагога: довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, чего удалось добиться участникам игры. Незавершенность игры обесценивает всю работу по ее проведению.

Есть деловые игры, в которых участники делятся не на команды, а распределяют роли: директор, начальник планового отдела, начальники цехов и т.д. Т.е. в таких играх определяется состав действующих лиц, и устанавливаются их задачи. Дискуссия идет с учетом определенных ролей.

Сам ход игры почти ничем не отличается от предыдущей, только выступление участников игры будет соответствовать выполняемой роли.

Структура деловой игры.

Этап игры Деятельность участников игры Деятельность педагога
1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу.
2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников

Оказывает помощь

3 этап – межгрупповая дискуссия Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы.

Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы

Раздаточные материалы к деловой игре.

  1. Описание деловой игры
  2. Методические рекомендации для участника деловой игры
  3. Справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения.

Исходная информация может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше заранее, т.к. не затрачивается время на ознакомление с информацией. Педагог должен объяснить особенности игры, порядок проведения и обсуждения, объяснить критерии оценки результатов деловой игры, т.к. в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.

Непредсказуемость деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности. Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов. В процессе игры учащийся осваивает опыт жизни и социальные отношения, развивается личность в целом.

Деловые игры используют в том случае, когда необходимо донести до детей процессы функционирования каких-либо систем. Уроки чаще всего носят иллюстративный характер, а в игре ученик становится лично причастным к функционированию изучаемой системы, получает возможность “прожить” некоторое время в “реальных” жизненных условиях. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.

В качестве примера рассмотрим деловую игру “Сборка компьютера” (информатика), в которой моделируется работа какой-либо действительной компьютерной фирмы, занимающейся сборкой и продажей компьютеров на заказ.

Урок - деловая игра “Сборка компьютера”

Тема урока: Основные устройства компьютера.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: деловая игра.

Цели урока:

образовательные: в игровой форме организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме: “Основные устройства компьютера”, функции основных устройств и информационное взаимодействие;

развивающие: создать условия для развития у школьников умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать способность к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;

воспитательные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Идея урока.

Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры: “В городе работает несколько фирм по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь”.

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день фирмы. Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1 – решение кроссворда либо ребуса. На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и решают кроссворд либо ребус с использованием данных понятий.

Задание 2 – сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся узнают определение новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.

Организация урока.

Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп по 3-4 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана группы), другой – менеджера, остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить двух учителей, либо старшеклассников, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данном классе.

Оснащение урока.

Каждая игровая группа должна иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, карточки с кроссвордами и ребусами, карточки с изображениями комплектующих и периферийных устройств, учебник, прайс-лист, памятку по ведению беседы с заказчиком.

Эксперты должны иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, памятку по ведению беседы с работниками фирмы.

Прайс-лист можно взять в любом магазине компьютерной техники.

Правила игры.

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам. Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. Роль учителя в игре должна быть минимальной. В хорошо подготовленной деловой игре учитель в основном действует до начала игры. Чем меньше он вмешивается в процесс игры, тем больше в ней элементов саморегулирования и взаимоконтроля учащихся, тем выше обучающая ценность игры.

По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливается ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.

Система оценивания.

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

Задание 1:

  • правильность;
  • аккуратность;

Задание 2:

  • ориентация в материале;
  • культура речи;
  • краткость;
  • логичность и убедительность;
  • выделение существенного;
  • умение заинтересовать слушателей.

Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

  • взаимопомощь в группе;
  • умение общаться с коллегами;
  • умение организовать работу в группе;
  • умение уложиться во времени при решении задач;
  • умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.

Количество баллов, которое начисляется за тактичное поведение во время игры, - 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

  • каждое замечание ведущего или эксперта-консультанта – 1 балл;
  • несоблюдение правил игры – 2 балла;
  • грубое нарушение – до 5 баллов.

План урока.

  1. Подготовительный этап – 2 мин.
  2. Решение кроссворда – 10 мин.
  3. Сборка компьютера – 30 мин.(для каждой группы: подготовка сборки компьютера – 10 мин, разговор с заказчиком – 10 мин).
  4. Подведение итогов урока – 3 мин.

В зависимости от уровня подготовки учащихся и наличия времени игра может быть упрощена, а также сокращена по длительности.

Ход урока.

Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты-консультанты, ведущий.

Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.

Ведущий. Каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной ответственностью. Дайте, пожалуйста название своему предприятию.

Ребята придумывают названия своих фирм-команд.

Ведущий. У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой - попробовать решить кроссворд из компьютерных терминов.

2. Решение кроссворда.

Команды получают листы с кроссвордами. По истечении времени, отведенного на выполнение данного задания, ведущий сообщает о завершении этапа. Свои решения команды передают экспертам, которые во время выполнения игроками задания следующего этапа проверяют и оценивают работу каждой из команд.

3. Сборка компьютера.

Ведущий. В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит вас собрать для него компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование ему понадобиться. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить 80000 тенге (это задание для 1-й команды, для других команд это может быть, например, 850000, 90000 тенге). Ваша задача: помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е. помочь ему определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип принтера, наличие колонок, вид мыши и клавиатуры, сканера и т.п. Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой-то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны, надо столь же толково и убедительно доказать заказчику, что ему потребуется именно такой-то предмет.

Каждая команда получает несколько картинок с изображением комплектующих и периферийных устройств. Игроки должны подготовиться к тому, чтобы вразумительно рассказать о том, что изображено на каждой картинке, является ли изображенный предмет необходимым для работы компьютера, представить его функциональные возможности и разновидности.

Далее команды предлагают вариант конфигурации компьютера на заданную сумму (используются реальные прайс-листы) и убеждают заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации. В качестве заказчиков выступают эксперты. Разговоры представителей фирм-команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что-то ему объяснить. В конце данного этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.

Пример памятки для работников фирмы.

“На всю сумму, которой располагает покупатель, вам нужно предложить товар. У вас на складе в наличии остались только процессоры Celeron 1200. Пришла большая партия струйных принтеров Epson, и вам нужно их срочно продать. У вас нет колонок, есть только наушники. Оперативной памяти у вас осталась только на 512 Мб”.

Пример памятки для заказчика.

“Вам известно, что последняя марка компьютера – это Pentium IV. Вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, слушать музыку через колонки, просматривать фильмы.

Вы спрашиваете:

  • Pentium – это название фирмы, выпускающей компьютеры?
  • Что такое память и для чего она нужна?
  • Какая разница между CD-ROM и DVD-ROM?
  • Чем отличаются большие мониторы, похожие на куб, от тонких мониторов?
  • На чем можно распечатывать плакаты больших размеров?

Вы постоянно интересуетесь, почему вам предлагают именно этот предмет, а не другой”.

4. Подведение итогов урока.

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д. Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре – о ее содержании, организации, а также внесли предложения по ее усовершенствованию.

Литература

  1. Якимнская И.С. Принцип активности педагогической психологии // Вопросы психологии.- 1989. № 6.
  2. Крюкова Е.А. Игра в системе личностно-развивающих технологий // Герялт (Просвещение). – 1998. - №1.
  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя.- М.: Новосибирск, 1994.- 144с.
  4. Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. Докл.научно-техн. Школы-семинара.- Л., 1987.- С.85
  5. Польщикова О.Н. Деловая игра на уроке информатики. .// Информатика и образование., - 2003 -№3.

За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Наименование критерия Оценочная шкала (в баллах)
Качество анализа вариантов аргументов от 0 до 10
Качество защиты избранного варианта: умение излагать основные положения, аргументировано отстаивать точку зрения, воспринимать противоположные, отвечать на вопросы оппонентов от 0 до 5
Точность соблюдения регламента от 0 до 5
Активность команды во время групповой работы от -3 до +3
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд от -3 до +3
Умение вести дискуссию от -3 до +3
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком -3 -1
Итого от -12 до 29

Тема 3. Искусство межличностного общения

1. Суггестивная коммуникация

2. Суть транзактного анализа

3. Суть когнитивистско-конструктивистского взгляда на личность человека

4. Каковы психологические особенности аудитории

Примерные темы рефератов

1. Особенности межличностной коммуникации.

2 . Критерии коммуникационной компетентности.

3. Стили межличностной коммуникации.

4. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.

Критерии оценки

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Тема 4. Вербальные и невербальные средства делового общения

Примерный перечень тем для дискуссии

1. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации

2. Компоненты невербальной коммуникации

3. Каковы особенности спичрайтинга и копирайтинга и требования к их исполнителю

Примерные темы рефератов

1.Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации.

2. Совершенствование навыков вербального общения.

3. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией).

Критерии оценки

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

© 2024 Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование