Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Деятельность человека и её основные формы. Понятие, цель, задачи, принципы и признаки предприятия Качестве основной цели ее

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

На основании анализа целей и задач организации, уже имеющихся информационных ресурсов и планов их развития, групп потенциальных пользователей, а также ресурсов, доступных для разработки и эксплуатации ИС, можно сформулировать цели ИС. При этом целесообразно учесть изменения целей, задач и ресурсов на несколько лет вперед.

Можно предложить следующие возможные варианты основной цели эксплуатации ИС:

    Сбор, анализ и доведение для пользователей, в удобной для них форме, наиболее качественной и подробной информации по интересующей их области (для случая маркетинговой ИС - о рынках и товарах, с которыми работает организация) при заданных ресурсах на разработку и эксплуатацию ИС;

    Сбор, анализ и доведение до пользователей информации по заданной области, позволяющей проводить анализ с заданной точностью.

На взгляд автора, вариант 1) более распространен, т.е. когда примерные расходы на ИС уже заданы и требуется разработать информационную систему, наиболее эффективную с точки зрения поставленных целей. Для варианта 2) максимальные размеры используемых для ИС ресурсов, конечно, тоже ограничены.

Цели предприятия и ИС требуется согласовать очень хорошо, а также прикинуть их возможные изменения на несколько лет вперед.

Цель разработки ИС может быть примерно следующая: “Разработать ИС, позволяющую собирать, анализировать и доводить для пользователей наиболее качественную и подробную информацию по заданной области предметной области (для случая маркетинговой ИС - о рынках и товарах, с которыми работает организация)”.

Определение основных задач ИС

После определения целей ИС составляется перечень основных задач на этап эксплуатации ИС. В качестве направлений, по каждому из которых составляются списки конкретных задач, можно отметить:

    сбор, анализ и доведение информации до каждой группы пользователей;

    контроль эффективности функционирования ИС;

    текущую доработку ИС.

Для конкретной ИС целесообразно указать (без детализации) конкретные задачи, которые должна решать эта система в течении следующих нескольких лет – какую информацию собирать, в каком виде и как часто распространять. Все эти моменты уникальны для каждой конкретной ИС.

В качестве основных задач ИС по сбору, анализу и распространению информации, стоит отразить:

    Примерный перечень собираемой информации;

    Основные формы представления информации (базы данных, сайт в Internet, печатные справочники, CD-ROM);

    Для каждого вида информации надо указать:

    Ожидаемые объемы информации и требования к ее качеству;

    Примерную периодичность обновления;

    Основные виды анализа этой информации;

    Основные формы, в которых эта информация будет доводиться до пользователей, а также периодичности их выпуска.

Определение критериев оценки эффективности ИС

После установления целей ИС и примерных задач на следующие несколько лет, очень важно разработать и согласовать критерии оценки эффективности ее функционирования.

Эти критерии для организаций, собирающих информацию для своих нужд или же для продажи, будут различны. В зависимости от целей организации возможны несколько различных вариантов критериев:

1) Собираемая в рамках ИС информация предназначена для самой организации

При этом объективными критериями оценки функционирования информационной системы является количество и качество собранной информации, а также ее соответствие потребностям пользователей .

2) Собираемая в рамках ИС информация предназначена для продажи

При этом критерием будет доход от продаж собранной информации и связанных с этим услуг.

3) Сама ИС разрабатывается под конкретный заказ

При этом разработчик заинтересован в достаточно эффективном, с точки зрения заказчика, функционировании ИС и в своем доходе от этого.

Предварительная оценка ресурсов

На данном этапе проводится примерная оценка и сравнение имеющихся и требуемых ресурсов. В качестве ресурсов имеются в виду финансы, кадры, технические и программные средства, отдельно на разработку и на эксплуатацию ИС.

Также следует оценить время, отведенное на разработку ИС и ожидаемое время ее эксплуатации, а также периоды, на которые его целесообразно делить. На каждый такой этап проводится подробное планирование, а после его завершения - контроль эффективности выполнения этапа. На взгляд автора, длительность таких периодов целесообразно взять равной 6-ти месяцам.

Не рекомендуется браться за разработку ИС, которые с точки зрения руководства организации, должны были начать работу еще “вчера” и при явно недостаточных ресурсах на разработку и эксплуатацию. Это говорит о полном отсутствии планирования, особенно стратегического, а также о наплевательском отношении к разработке ИС. При слишком небольшом времени, выделенном на разработку ИС, вряд ли удастся правильно ее спланировать и разработать, что неизбежно приведет к проблемам во время эксплуатации.

Необходимо выявить, какие имеющиеся ресурсы руководство организации готово выделить на разработку и эксплуатацию ИС. В качестве таких ресурсов в первую очередь стоит отметить:

    время, имеющееся на разработку ИС – обычно несколько месяцев;

    персонал, который может быть задействован на разработку и на эксплуатацию ИС;

    имеющиеся и/или предполагаемые для разработки ИС технические и программные средства, а также линии связи;

    финансы, которые предполагается потратить на привлечение внешних организаций и экспертов к разработке ИС, на закупки информации и другие задачи, связанные с разработкой и эксплуатацией ИС;

    другие ресурсы – помещения для службы эксплуатации ИС и др.

После выявления предполагаемых ресурсов на разработку и эксплуатацию ИС, целесообразно на основе имеющегося опыта и экспертных оценок дать приближенную оценку минимальных и желательных затрат на разработку и эксплуатацию ИС.

Требуется также определить, на какие технические и программные средства стоит ориентироваться при проектировании системы сбора и распространения информации.

Персональные компьютеры сейчас стали достаточно мощными, поэтому, как правило, для хранения баз данных будет достаточно одного или нескольких современных компьютеров. Для ввода информации и работы с ней их может требоваться гораздо больше.

В качестве средства распространения информация можно использовать Web-сайт в сети Internet или во внутренней сети вашей организации (Intranet). Это особенно удобно для распространения информации по другим организациям и/или по находящимся в других регионах подразделениям вашей организации. Затраты на распространение больших объемов информации по многим пользователям в этом случае могут быть существенно меньше, чем при других способах распространения информации, а оперативность распространения данных – наиболее высокая.

Попытаемся дать грубую оценку экономической эффективности внедрения маркетинговой информационной системы (МИС). Использование такой системы, по оценкам автора, позволит увеличить доходы фирмы на 15-20%. Соответственно, общие затраты на разработку и эксплуатацию МИС не должны превышать возможного увеличения доходов фирмы, а лучше, если они составят процентов 5 от текущих доходов.

Работу по разработке и эксплуатации МИС целесообразно рассматривать как работу центра затрат, т.е. подразделения, необходимого для фирмы, но непосредственно не приносящего прибыли. Целесообразно устанавливать бюджет работы такого центра и оценивать его работу по заранее установленным критериям, в первую очередь – количеству и качеству собираемой информации, а также ее соответствия потребностям пользователей.

Целевую функцию информационного центра, эксплуатирующего МИС, можно определить как “сбор, анализ и доведение до пользователей информации о рынках и товарах (услугах), с которыми работает фирма”. Более детальный список видов информации, доводимой МИС до пользователей: потребители, конкуренты, товары, рынки, цены.

Например, при доходах в 200 тыс. $ в год (средняя или малая фирма), на МИС можно потратить 5% - 10 тыс. $ (до 30 тыс. по максимуму). На эти деньги можно платить зарплату не более 1-2 человекам и содержать несколько компьютеров. Это достаточно только для небольшой ИС, обрабатывающей достаточно небольшие объемы информации . Поэтому, учитывая затраты на разработку и поддержку ИС, маркетинговые информационные системы более эффективны для достаточно больших организаций.

После оценки предполагаемых и требуемых на разработку и эксплуатацию ресурсов, проводится их сравнение по каждому из ресурсов. Если хотя бы по одному из ресурсов оценка требуемых ресурсов будет в 2 или более раз больше предполагаемых, то до перехода к более детальному планированию ИС, следует обсудить эти расхождения с руководством организации или другими заказчиками ИС.

Определение допущений и рисков

На данном этапе желательно приближенно оценить использованные при предварительной оценке ИС допущения, а также возможные риски во время разработки и эксплуатации ИС.

В качестве типового допущения обычно предполагается, что ресурсы на разработку и эксплуатацию ИС будут выделяться своевременно и в нужном объеме.

Возможным риском является случай, когда руководство предполагает разработать ИС, работающую в сети Internet, силами своих сотрудников, а среди них специалистов, имеющих опыт разработки систем в Internet, нет.

Целесообразно проанализировать возможные проблемы, а также наиболее типичные ошибки, часто допускаемые сейчас российскими фирмами:

    недостаточное планирование разработки и эксплуатации ИС. Часто отсутствуют даже согласованные между разработчиками и руководством организации цель и критерии оценки эффективности ИС;

    небрежное отношение к обновлению информации, что приводит к быстрому ухудшению ее качества и недоверию пользователей ко всей ИС в целом;

    слишком маленькие или слишком большие ресурсы на разработку ИС.

В качестве рисков можно отметить также высокую нестабильность ситуации в РФ.

Согласование результатов анализа

На данном этапе проводится согласование результатов предварительного анализа ИС с руководством организации и другими заинтересованными лицами – в первую очередь с группами потенциальных пользователей ИС.

Результаты анализа целесообразно оформить в письменном виде. В первую очередь важно составить резюме проекта по разработке и эксплуатации ИС. На взгляд автора, достаточно удобно для оформления резюме использовать форму, предложенную для предварительного анализа проектов в одной из лучших книг по управлению проектами /2/. Далее приводится разработанное автором резюме проекта по разработке ИС.

Пожалуй, целесообразно сразу предложить несколько вариантов ИС, различающихся набором функций и затратами на разработку и эксплуатацию системы:

    базовый вариант ИС;

    более дешевый вариант, с меньшим набором функций;

    более дорогой вариант ИС, с расширенными возможностями.

После согласования результатов анализа и выбора варианта реализации ИС, проводится детальное планирование проекта по разработке и эксплуатации ИС.

Рассмотрим в качестве примера задачу создания ИС, в которой собраны описания источников информации по/для МП во всех регионах РФ:

Проблема/возможность:

Недостаточность имеющейся информации по развитию МП в регионах РФ и по региональным информационным ресурсам по/для МП. Вся эта информация разбросана по сотням различных источников и собрать ее весьма сложно, а поддерживать эту информацию в актуальном состоянии – еще сложнее.

Цели и задачи организации : сбор, анализ и распространение информации по состоянию МП в России, проведение исследований в этой области.

Имеющиеся заделы :

    Собрана существенная часть информации - адреса структур поддержки МП, статистика по МП, описание ряда региональных серверов и источников информации по/для МП, ряд документов по МП;

    Разработаны базы данных для хранения всех перечисленных видов информации;

    Разработана структура представления этой информации в Internet;

    Разработан макет программного обеспечения для генерации всей перечисленной информации в виде печатного каталога;

    Выпущен каталог региональных информационных ресурсов по/для МП, для создания которого использованы все перечисленные выше технологии;

    Имеются следующие технические и программные средства: …

Группы потенциальных пользователей ИС : федеральные и региональные структуры поддержки МП, в меньшей мере сами МП.

Ресурсы, предполагаемые на разработку и эксплуатацию ИС : …

Цель ИС:

Собрать и сделать доступными для структур поддержки МП и самих МП региональные информационные ресурсы по МП.

Задачи ИС:

    В ИС должна быть включена основная информация по текущему состоянию МП в каждом из регионов РФ, а также описания региональных информационных ресурсов по МП;

    Информация должна быть собрана в виде баз данных, выставлена на сайт в сети Internet, выпущена в виде печатного каталога и на CD-ROM;

    Печатный каталог должен быть отпечатан в типографии в количестве … экземпляров и не позднее …

    CD-ROM должен быть подготовлен в количестве … экземпляров и не позднее …

    Информация каталога на сайте в Internet должна обновляться не реже раза в 6 месяцев.

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Конференции


О некоторых аспектах правового положения образовательной организации, реализующей программы в области искусств

В соответствии с ч. 5 ст. 77 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций. Следовательно, нетиповыми образовательными организациями являются организации, которые реализуют основные и дополнительные образовательные программы, не относящиеся к типу таких образовательных организаций.

Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях.

Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения, и нетиповыми образовательными организациями, определяются в соответствии порядком организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время Минобрнауки России принято 9 таких порядков. Среди них: Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» и др.

Требования к деятельности любой образовательной организации, разделение их на типы установлены в ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Перечисленные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности. Так, в отношении общеобразовательных организаций Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что они могут реализовывать образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения. Иные программы, в том числе программы профессионального образования общеобразовательная организация реализовывать не имеет права. Для того, чтобы образовательная организация, основной уставной целью которой является реализация программ общего образования, могла реализовывать иные образовательные программы (кроме программ дошкольного образования, дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения), она должна иметь статус нетиповой образовательной организации. Именно нетиповые образовательные организации имеют право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы, причем дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. В силу это общеобразовательная организация вправе реализовать дополнительные предпрофессиональные программы и без получения статуса нетиповой. Что касается вопроса о возможности зачисления детей в школу по итогам прослушивания, то согласно приказу Минкультуры России от 14.08.2013 № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств» прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора , проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 11 Закона Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» создаются нетиповые государственные организации, например: Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». Согласно Закону Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург» Правительство Санкт-Петербурга учреждает, реорганизует и ликвидирует предприятия и учреждения, включая нетиповые образовательные организации .

Согласно ст. 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в области искусств реализуются интегрированные образовательные программы в области искусств. Однако в Федеральном законе четко указано, что это - образовательные программы среднего профессионального образования , - следовательно, общеобразовательная организация, не имеющая статус нетиповой образовательной организации, не вправе их реализовывать.

В настоящее время согласно ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» существует строго ограниченное видовое разнообразие документов об образовании:

  • основное общее образование - аттестат об основном общем образовании;
  • среднее общее образование - аттестат о среднем общем образовании;
  • среднее профессиональное образование - диплом о среднем профессиональном образовании;
  • высшее образование - бакалавриат - диплом бакалавра;
  • высшее образование - специалитет - диплом специалиста;
  • высшее образование – магистратура - диплом магистра;
  • высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, - диплом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки);
  • повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования - удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке;
  • присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения - свидетельство о профессии рабочего, должности служащего;
  • лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, - свидетельство об обучении;
  • лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, - свидетельство об освоении этих программ.

Нетиповая образовательная организация может выдавать дипломы о среднем профессиональном образовании, а общеобразовательная организации – нет.

В настоящее время отсутствуют юридические основания, препятствующие общеобразовательной организации реализовать адаптированные образовательные программы. Согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Следовательно, речь идет о любой образовательной программе любого уровня образования.

Согласно ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, включая общежития, интернаты и т.д. Для этого не требуется получения статуса нетиповой образовательной организации.

Вывод:

Необходимость создания нетиповой образовательной организации обусловлена тем, что реализацией интегрированных программ и иных программ среднего профессионального образования общеобразовательная организация заниматься не имеет права. В ст. 83 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” однозначно указано: Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения. Если акты субъекта Российской Федерации это игнорируют, то на них нельзя ориентироваться. Первостепенное значение имеют нормы Федерального закона.

Бывали случаи, когда наличие цели спасало жизнь людям, когда уже, казалось бы все потеряно… но не цель. Мы собрали постарались собрать примеры целей в жизни человека. Читайте, сохраняйте в закладки и возвращайтесь для перечитывания и осмысления, переоценки.

Понятие цели и её значимость

Существует закон постоянной динамики. Он распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. И на цели. Цель – это результат, который человек стремится получить в итоге по окончании всех своих действий. Реализация одной цели порождает другую. И если вы имеете престижную работу, огромный дом, в котором вас ждёт любящая семья, то это вовсе не предел ваших мечтаний. Не останавливайтесь. Продолжайте и достигать их несмотря ни на что. А тот успех, который вы уже смогли достичь поможет вам в реализации следующих замыслов.

Цель и её виды

Постановка жизненных целей является самым важным шагом на пути к успеху. Необязательно останавливаться на какой-то одной задаче и пытаться её реализовать. В теории существуют несколько разновидностей целей в жизни. В зависимости от сферы общества выделяют три категории:

  1. Высшие цели. Они ориентированы на человека и его окружение. Отвечают за развитие личности и помощь обществу.
  2. Основные цели. Направлены на самореализацию личности и его взаимоотношение с другими людьми.
  3. Обеспечивающие цели. К ним относятся все материальные человека, будь то автомобиль, дом или поездка на отдых.

Опираясь на эти три категории, человек самореализуется и . В том случае, если хотя бы одна целевая категория отсутствует, он уже не будет счастливым и успешным. Поэтому так важно иметь несколько целей одновременно, чтобы развиваться во всех направлениях.

Правильно формулируйте свои цели. Чётко сформулированные цели в жизни человека обеспечивают 60% успеха их достижения. Лучше сразу обозначить приблизительные временные рамки. Иначе цель всей вашей жизни может так и остаться недостижимой мечтой.

Как правильно ставить перед собой цель

Каждый человек сталкивается с трудностями по достижению своих целей исходя из неточной формулировки. Какие цели в жизни человека можно привести в качестве примера?

  • Иметь квартиру, дом, дачу.
  • Отдохнуть на море.
  • Обзавестись семьёй.
  • Обеспечить родителям хорошую старость.

Все приведённые выше цели в большей степени, так или иначе, являются мечтой человека. Он этого хочет, возможно, от всего сердца. Но возникает вопрос: когда его цели реализуются и что он для этого делает?

Для того чтобы добиться желаемого результата, необходимо поставить перед собой чёткую и ясную задачу. Она должна уместиться в одну фразу. Наглядным примером правильной постановки целей в жизни человека являются следующие формулировки:

  • Иметь в 30 лет квартиру (дом, дачу).
  • Похудеть на 10 кг к сентябрю.
  • Отправиться на море в первый месяц лета.
  • Создать счастливую и крепкую семью.
  • Забрать родителей к себе в дом и обеспечить им хорошую старость.

Из вышеперечисленных целей можно сделать вывод, что почти все они имеют определённый временной промежуток. Исходя из этого, человек может распланировать своё время для реализации задуманного; разработать ежедневный план действий. И тогда он будет видеть полную картину того, что необходимо сделать и предпринять, чтобы цель в жизни была достигнута.

Как быстрее достигать цели

Чем больше у вас энергии, тем быстрее вы достигаете цели. Но энергия требуется особого рода – ментальная. Эта та энергия которая позволяет вам мыслить, испытывать эмоции и вообще строить свою реальность (вы же знаете что мысли материальны, не так ли?). Проблема среднего человека в том, что ментальная сфера сильно загажена. Чем? Разными негативными эмоциями (страхи, ненависть, обиды, ревность, тревоги и т.д.), психологическими комплексами, ограничивающими убеждениями, эмоциональными травмами и прочим ментальным хламом. И этот хлам порождает внутренние конфликты, противоречия, которые мешают достижению цели.

Избавившись от ментального хлама вы избавляетесь от подсознательных противоречий и увеличиваете силу мысли. При этом чистота мышления увеличивается, что, однозначно, ускоряет реализацию цели. Освобождение от такого груза делает жизнь счастливей и легче, что само по себе является главной ценностью для любого человека . Самый быстрый инструмент для очищения ментального пространства это система Турбо-Суслик. Преимущество этой системы в том, что она задействует ресурсы подсознания, которые обычно простаивают. Т.е. основную работу выполняет ваше подсознание в фоновом режиме, пока вы занимаетесь своими делами. А вам нужно только зачитать готовые инструкции. Просто, быстро и как показывает практика (самое главное) – результативно. .

Топ 100 основных целей в жизни человека

В качестве примера можно привести следующие цели в жизни, из перечня которых каждый человек найдёт себе желаемое:

Личные цели

  1. Добиться определённых успехов в своей деятельности.
  2. Перестать употреблять спиртные напитки; курить сигареты.
  3. Расширить свой круг знакомых по всему миру; обзавестись друзьями.
  4. Овладеть несколькими иностранными языками в совершенстве.
  5. Перестать употреблять в пищу мясо и мясные продукты.
  6. Ежедневно просыпаться в 6 утра.
  7. Читать хотя бы одну книгу в месяц.
  8. Отправиться в путешествие по всему миру.
  9. Написать книгу.

Семейные цели

  1. Создать семью.
  2. (-ой).
  3. Обзавестись детьми и воспитать их должным образом.
  4. Обеспечить детей хорошим образованием.
  5. Отметить медную, серебряную и золотую свадьбу с супругом (-ой).
  6. Увидеть внуков.
  7. Устраивать праздники для всей семьи.

Материальные цели

  1. Не брать денежные средства в долг; в кредит.
  2. Обеспечить пассивный доход.
  3. Открыть вклад в банке.
  4. Ежегодно увеличивать свои накопления.
  5. Откладывать сбережения в копилку.
  6. Обеспечить детей солидным наследством.
  7. Заниматься благотворительностью. С чего начать .
  8. Купить автомобиль.
  9. Построить дом своей мечты.

Спортивные цели

Духовные цели

  1. Заняться укреплением своей воли.
  2. Изучить книги по мировой литературе.
  3. Изучить книги по личному развитию.
  4. Освоить курс психологии.
  5. Заниматься волонтёрством.
  6. Выражать искреннюю благодарность.
  7. Реализовать все намеченные цели.
  8. Укрепить веру.
  9. Безвозмездно помогать окружающим.

Творческие цели

  1. Освоить игру на гитаре.
  2. Издать книгу.
  3. Изобразить картину.
  4. Вести блог или личный дневник.
  5. Создать что-то своими руками.
  6. Открыть сайт.
  7. Побороть страх перед сценой и зрителями. Как высиупать публично – .
  8. Научиться танцевать.
  9. Освоить курсы кулинарии.

Другие цели

  1. Организовать поездку родителям за границу.
  2. Лично познакомиться со своим кумиром.
  3. Жить одним днём.
  4. Организовать флешмоб.
  5. Получить дополнительное образование.
  6. Простить всех за когда-либо причинённую обиду.
  7. Посетить сакральную землю.
  8. Расширить круг своих знакомых.
  9. Отказать от интернета на месяц.
  10. Увидеть северное сияние.
  11. Побороть свой страх.
  12. Привить себе новые полезные привычки.

Совсем неважно, выберите ли вы цели из уже предложенных или придумаете свою. Главное – действовать и не отступать ни перед чем. Как сказал знаменитый немецкий поэт И.В. Гёте:

«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации».

© 2024 Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование