Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Швецов д. Швецов аркадий дмитриевич



И небо, как голод, свинцово
Ложилось на плечи страны,
И были МОТОРЫ Швецова,
Как хлеб и как ВОЗДУХ, НУЖНЫ.
В. Радкевич

По улицам Перми многие годы ходил крепкого сложения высокий человек, с виду немного хмурый, а в действительности радушный и доброжелательный. Порою его видели в штатском костюме, порою в генеральском мундире. Этого человека можно было встретить везде: на концерте и в театре, в музее и на набережной Камы. Но главная его дорожка вела на моторостроительный завод, где он возглавлял конструкторский коллектив. Это был Аркадий Дмитриевич Швецов, первый в Перми Герой Социалистического Труда, первый доктор технических наук и лауреат высших премий государства.

А. Д. Швецов родился в 1892 году в Нижнесергинском заводе на Урале. Окончил реальное училище в Перми и Высшее техническое училище в Москве. В 20-х годах увлекся созданием авиационных двигателей и в дальнейшем стал основателем школы конструкторов авиамоторов воздушного охлаждения.

Его трудовая деятельность началась на моторостроительном заводе с усовершенствования лицензионного мотора, который выпускал завод в 1930-е годы. Однако Аркадий Дмитриевич хотел создать принципиально новую конструкцию мотора. После долгих поисков пришел успех. В начале 1939 года на совещании по вопросам авиационной промышленности, которое проходило в Кремле, Швецов докладывал о так называемой двухрядной звезде. Суть заключалась в следующем: размещенные по лучам двух одинаковых звезд, цилиндры задней звезды вписывались в интервалы между цилиндрами передней звезды, тем самым обеспечивалось равномерное воздушное охлаждение. В короткоходовом варианте конструктор решил уменьшить лобовую площадь двигателя и для этого снизить высоту цилиндров. Чтобы не пострадала мощность, он задумал увеличить подачу топлива в цилиндры, повысив таким образом число оборотов.

Эта конструкторская идея Швецова открывала замечательные перспективы. Такой двигатель позволял выбрать наилучшие формы фюзеляжа, то есть решительно уменьшить лобовое сопротивление самолета. А это значило повысить скорость! То, над чем бились в конструкторских центрах многих стран мира, в одном из вариантов было решено в Перми.

Новый двигатель мог развить мощность до 1700 л. с. Это была весомая заявка на большие высоты. Двигатель получил марку М-62 и за месяц до начала Великой Отечественной войны прошел испытания.

Двухрядной звездой Швецова заинтересовался Андрей Николаевич Туполев. Он создал двухмоторный бомбардировщик с двигателем водного охлаждения, но, как только появился новый двигатель, Туполев заменил им старую силовую установку. Скоростной бомбардировщик был принят на вооружение.

Вскоре Швецов узнал о замысле ученика Туполева Владимира Михаиловича Петлякова, который решил модифицировать скоростной четырехмоторный бомбардировщик, созданный некогда на основе одного из туполевских самолетов. Петляков хотел повысить скорость и увеличить дальность полета, для чего собирался поставить на свою машину двухрядную звезду. Эту идею осуществили коллеги Петлякова после его гибели. Пе-8 был принят на вооружение.

Авиакоиструктор Семен Моисеевич Лавочкин также использовал двигатель Швецова и представил на государственные испытания истребитель Ла-5 с двухрядной звездой. Лавочкин выбрал модифицированный вариант двигателя. Во время испытаний машина показала себя превосходно: высокая скорость, хороший вертикальный маневр - вот что отличало новый истребитель. Звездообразный двигатель был менее других уязвим для пулевых и осколочных попаданий и весьма основательно прикрывал летчика. На новом истребителе летчики смело шли в лобовые атаки. Своими скоростными данными он превосходил немецкий серийный Ме-109Г почти на 50 км/ч.

Следующий двигатель М-82ФН оказался еще мощнее, при этом габариты его остались прежними. Это способствовало скорейшему внедрению установки в серийное производство: не требовалась коренная переделка самолета.

С виду очень похожий на своих предшественников, новый двигатель отличался в самом главном: он не имел карбюратора, вместо него была установлена аппаратура непосредственного впрыска горючего в цилиндры. Одновременно конструктор улучшил системы всасывания и охлаждения головок цилиндров, повысил надежность важнейших элементов. Это обусловило высокую мощность 1850 л. с, что превосходило все прежние моторы Швецова. Так получил фронтовую прописку замечательный истребитель Ла-5ФН.

В 1944 году за создание моторов Аркадий Дмитриевич был награжден орденом Суворова и ему присвоили звание генерал-майора.

Двигатели Швецова официально "оформились" в семейство АШ после того, как он стал генеральным конструктором и созданные им моторы получили его имя. Это семейство многодетное: АШ-11, АШ-25, АШ-62, АШ-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-2... Последний был уже с четырехрядной звездой и имел мощность 4500 л. с. Конечно, в век реактивной техники на смену моторам Швецова пришли другие конструкции, однако семейство АШ и его создатель - ярчайшая страница в истории отечественной авиации.

Генерал-лейтенант инженерно-технической службы А. Д. Швецов умер в 1953 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Пермяки хорошо знают и помнят своего земляка. Его имя носят авиационный колледж и одна из улиц нашего города.

Швецов Аркадий Дмитриевич - главный конструктор Объединённого конструкторского бюро №19 при Молотовском моторостроительном заводе имени Я.М. Свердлова Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

Родился 12 (24) января 1892 года в поселке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, ныне город Нижние Серги Свердловской области. Сын народного учителя. Русский. Беспартийный.

Окончил Алексеевское реальное училище в Перми в 1908 году. После окончания училища в 1910 году приехал в Москву для получения технического образования. Из-за недостатка средств несколько раз приходилось прерывать обучение. С 1917 года работал техником-конструктором на московском заводе «Динамо».

Окончил Московское высшее техническое училище только в 1921 году. Работал на государственном авиационном заводе № 4 "Мотор" (затем авиационный завод имени М.В. Фрунзе) в Москве инженером, с 1922 года был там начальником технического бюро, в 1924 году стал главным инженером завода. В 1925–1926 годах создает пятицилиндровый звездообразный авиационный мотор М-11, который по результатам испытаний побеждает в конкурсе и становится первым отечественным серийным авиационным двигателем воздушного охлаждения. Он устанавливался на самолёты По-2 (У-2), АИР-6, УТ-2, Як-18. В 1931 и в 1933 годах выезжал в командировки в США для изучения зарубежного опыта.

В 1934 году Аркадий Швецов назначается главным конструктором строящегося Пермского моторостроительного завода и ОКБ-19 при нём, которым остался до конца жизни. Численность его конструкторского бюро составляла 16 человек. Сначала он приступил к разработке отечественных модификаций лицензионного американского поршневого двигателя фирмы «Райт». Первая из них - пятицилиндровый М-25А мощностью 625 л.с. - была выпущена в 1936 году (устанавливался на истребителях И-15 и И-16). В 1937-м появился мотор М-25Б, мощность которого на 10,5% превосходила мощность американского двигателя, а в следующей модели - М-62 - этот показатель был выше уже на 43% (под новым наименованием АШ-62 устанавливался на Ан-2). Также в 30-е годы Швецовым созданы двигатели М-22 и М-63. Авиадвигатели Швецова применялись на истребителях И-15, И-16.

В декабре 1939 года конструкторское бюро Пермского моторостроительного завода было реорганизовано в самостоятельный опытно-конструкторский цех, в составе конструкторское бюро, механического и сборочного цеха, опытно-летной испытательной станции. Такое объединение позволило значительно сократить процесс разработки и доводки двигателей.

В период с 1934 по 1953 год под руководством А.Д. Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения АШ ("Аркадий Швецов"), охватывающее всю эпоху развития этого типа двигателей. Четырнадцатицилиндровый АШ-82 устанавливался на истребителях Ла-5 и Ла-7, бомбардировщиках Ту-2. Поршневые звездообразные двигатели воздушного охлаждения АШ-62ИР применялись на транспортных самолётах Ли-2 и Ан-2. Эти и другие двигатели Швецова устанавливались на самолеты Туполева, Ильюшина, Лавочкина, Поликарпова, Яковлева, внесшие определяющий вклад в дело завоевания господства в воздухе в Великой Отечественной войне.

"За выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1942 года Швецову Аркадию Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В годы Великой Отечественной войны конструкторское бюро Швецова с полной самоотдачей трудилось над созданием двигателей для новых типов самолетов. Стремительное перевооружение авиации всех воюющих сторон требовали разработки и внедрения новых авиадвигателей в самые сжатые сроки. Так, КБ швецова создало двигатель большой мощности воздушного охлаждения АШ-73 для тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4.

Его улучшенный вариант АШ-73ТК представлял собой 18-цилиндровую звезду с двумя турбокомпрессорами, обеспечивавшими высотность 11 000 м. Впервые на отечественном двигателе был применен стальной картер взамен дюралюминиевого. Мощность АШ-73ТК достигала 2400 л. с., что для силовой установки такого типа являлось, видимо, пределом. Этот двигатель устанавливался на самолетах-разведчиках и патрульных «летающих лодках» М-10.

Сразу после войны Швецов создает уникальный двигатель АШ-2ТК, мощность которого достигала 4300 л. с. Он планировался для установки на стратегические бомбардировщики. Этот двигатель стал непревзойденной вершиной отечественного поршневого двигателестроения, но в серию не пошел: наступала эпоха реактивной авиации.

Двигатели АШ-82ФН устанавливались на пассажирских самолётах Ил-12, Ил-14. Выдающимся достижением Швецова стало создание принципиально новых двигателей для только что появившихся вертолётов, в частности для Ми-4, Як-24 и др. Всего на различных самолётах и вертолётах Советского Союза работало свыше 200 тысяч авиамоторов Швецова, в серийное производство запущено 15 типов швецовских моторов и ещё несколько десятков их модификаций.

А.Д. Швецов создал школу конструкторов двигателей воздушного охлаждения. Его учеником был заменивший рано скончавшегося учителя Герой Социалистического Труда выдающийся отечественный двигателестроитель

Сикорский, Поликарпов, Ильюшин, Туполев, Мясищев, Сухой, Яковлев, Антонов... - плеяда известных всему миру великих русских авиаконструкторов! Одни прославились созданием лучших в мире боевых машин, другие - знаменитых транспортных и пассажирских самолётов.

Но самолёты без моторов - мёртвые сооружения. Поэтому славу авиаконструкторов по праву должны делить конструкторы двигателей. К сожалению, имена их знают немногие. Одному из них - Аркадию Дмитриевичу Швецову, 125 лет со дня рождения которого (12.01.1892 г.) исполнилось в этом году, - и посвящён наш краткий очерк.

До начала эры реактивной авиации самолёты летали на двигателях внутреннего сгорания - таких же, как у автомобилей, только во много раз более мощных. Причем двигатели были двух типов - с водяным и воздушным охлаждением. У каждого свои достоинства и недостатки.

Двигатели с водяным охлаждением сложнее в изготовлении и эксплуатации, но хорошо вписывались в обтекаемую форму самолёта. Двигатели с воздушным охлаждением увеличивали лобовое сопротивление самолёта, зато были более живучими и лучше защищали военного летчика от вражеских пуль и снарядов. Конструктивно они настолько различались, что ещё на заре авиации возникла специализация не только авиамоторных заводов, но и самих конструкторов. А.Д. Швецов всю свою творческую жизнь отдал двигателям с воздушным охлаждением и фактически стал главным специалистом страны в этой области.

Самый первый свой двигатель он создал в 1923 г. Это был 5-цилиндровый звездообразный мотор мощностью всего 100 лошадиных сил - знаменитый М-11, верой и правдой служивший нашей авиации более 40 лет. На нем летали поликарповские «небесные тихоходы» По-2, превратившиеся в годы Великой Отечественной войны из учебных самолётов в эффективные ночные бомбардировщики. Позднее мощность двигателя была увеличена до 160 л.с. и под него было создано много лёгких и спортивных самолётов, в том числе Як-18, серийно выпускавшийся до начала 1960-х годов.

Следующей работой был мотор М-62 (в 1944 г. переименованный в АШ-62 - по инициалам автора) мощностью 1000 л.с. для поликарповских И-153 и И-16 - рекордсменов высоты и манёвренности, лучших истребителей середины 1930-х годов. А после войны двигатель работал (да и теперь ещё работает) на надежных и неприхотливых «кукурузниках» Ан-2. Серийно его производили более 50 лет.

В 1934 г. Швецова, как опытного специалиста (он тогда работал главным инженером московского завода «Мотор»), назначают главным конструктором строящегося гигантского авиамоторного завода в Перми - городе, где он родился, окончил реальное училище и откуда уехал учиться в знаменитое МВТУ. Главной его официальной задачей было скорейшее освоение серийного производства лицензионных американских двигателей, а неофициальной - создание на пустом месте квалифицированного конструкторского коллектива.

С обеими задачами он успешно справился и вскоре приступил к разработке собственных двигателей. Самыми известными из них и одними из самых массовых в годы войны стали АШ-82 мощностью 1700 л. с., серийное производство которых началось в мае 1941 г. Различные модификации этих двигателей стояли на самых разных самолётах: на истребителях Ла-5 и Ла-7 (кстати, именно на «Ла» лётчик И.Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта, за что и получил три звезды Героя Советского Союза), на непревзойдённых фронтовых бомбардировщиках Второй мировой Ту-2, на дальних бомбардировщиках Пе-8 (на одном из них в Америку летал нарком В.М.Молотов). АШ-82 десятки лет служили и после войны. Их использовали на пассажирских самолётах Ил-12 и Ил-14 и на первых отечественных вертолётах Як-24 и Ми-4. Сотни этих двигателей до сих пор находятся в эксплуатации.

Последней работой А.Д. Швецова стал двигатель АШ-2ТК с небывалой по тем временам мощностью 4300 л.с., который обладал повышенной высотностью (способностью сохранять мощность в сильно разреженном воздухе) и исключительной экономичностью. Предназначался он для дальних высотных бомбардировщиков.

Однако когда испытания и доводка двигателя были завершены, стало ясно, что эра поршневых самолётов подошла к концу. Вместе с ней подошла к концу и недолгая жизнь великого конструктора и учёного. Умер Аркадий Дмитриевич 19 марта 1953 г. в возрасте 61-го года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Страна по заслугам оценила его огромный вклад в развитие отечественной авиации и, особенно, - в дело Победы, присвоив ему звание Героя Социалистического труда и наградив пятью орденами Ленина и четырьмя Сталинскими премиями. Вклад этот выражался не только в конкретных моторах, но и в создании прекрасной научной школы двигателестроения (сам Швецов ещё до войны стал доктором технических наук). Его лучший ученик П.А.Соловьёв (1917 - 1996) - будущий член-корр. АН СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда стал преемником А.Д.Швецова на посту Главного конструктора. Он же стал основоположником газотурбинного двигателестроения в СССР и создателем отечественных двухконтурных турбореактивных двигателей, установленных на самолётах Ту-134, Ту-154, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ту-214, МиГ-31.

Добавим к портрету А.Д.Швецова ещё несколько штрихов. При огромном инженерном таланте и уникальной работоспособности, он был заядлым шахматистом и большим любителем классической музыки. Редкие часы свободного времени Главный конструктор отдавал посещениям концертов и оперных спектаклей, он и сам хорошо играл на рояле. А ещё он любил рисовать, и если выбирался на природу, то всегда брал с собой этюдник и краски. Талантливый конструктор, он был талантлив во всём.

Работает благодаря вашим пожертвованиям. Форма для пожертвования QIWI:
Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте

Общая информация

Аркадий Дмитриевич Швецов создал не только первый отечественный серийный авиационный двигатель с воздушным охлаждением, но и школу специалистов, способных создавать эти двигатели.

Аркадий Дмитриевич Швецов родился 12 (24) января 1892 года в поселке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губерии, ныне город Нижние Серги Екатеринбургской области в семье учителя. В 1908 году он окончил реальное училище в Перми и приехал в Москву для получения технического образования. Как и многие интересовавшиеся в ту пору авиацией, А. Д. Швецов поступил в МВТУ, но учебу вынужден был прервать, поскольку не имел средств продолжать обучение. И только в 1921 г., он получил диплом инженера.

С мая 1922 года Аркадий Дмитриевич приступил к работе начальником технического бюро завода «Мотор» в Москве.

Во многом благодаря его стараниям удалось так организовать работу, что за год выпустили 39 моторов – гораздо больше, чем ранее.

В начале двадцатых годов он сконструировал звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-11. Двигатель имел пять цилиндров и мощность 100 л. с.

С 1926 года первый советский серийный двигатель воздушного охлаждения поставили более чем на 18 типах отечественных легковых самолетов. В течение 40 лет он служил нашей учебной и легкомоторной авиации, а самолет По-2 с этим двигателем на протяжении всей Великой Отечественной войны эффективно выполнял ночные боевые полеты на бомбометание.

Под руководством Швецова, технического директора завода «Мотор», группа инженеров разработала двигатель М-22 для истребителя АНТ-5.

В начале тридцатых годов началось строительство нового моторостроительного завода в Перми. При нем было организовано ОКБ. В это же время завершились переговоры с американской фирмой «Райт» о покупке лицензии на авиационный двигатель воздушного охлаждения «Райт-циклон», который послужил прототипом первых советских серийных двигателей М-25.

В 1934 г. Аркадия Дмитриевича назначили главным конструктором завода на Урале. Завод находился в стадии строительства и организации, а поэтому проблема кадров, особенно в то время, была очень острой. А. Д. Швецов верил в своих земляков-уральцев и смело приступил к организации опытного конструкторского бюро. В своем распоряжении он имел лишь несколько молодых авиационных инженеров. Но, помогая им советом и делом, он создал основной костяк бюро. Расхлябанность или недисциплинированность несовместимы были с работой в этом ОКБ. Весной 1935 года прошли успешные испытания разработанного под руководством А.Д.Швецова двигателя М-25. Мощный двигатель весом всего 435 кг применили на своих истребителях Д.П.Григорович и Н.Н.Поликарпов. На серийном поликарповском И-15 летчик В.К.Коккинаки установил первый мировой рекорд в советской авиации, подняв истребитель на высоту 14 575 м. Через год впервые в мире на Пермском заводе начали конвейерное производство авиадвигателей.

Разработанный в 1938 г. и изготовлявшийся серийно более мощный двигатель М-63 осваивался очень тяжело. В сложных условиях Аркадий Дмитриевич сумел проявить большую настойчивость, терпение и спокойствие, что позволило успешно решить непростые задачи.

В новом двигателе А. Д. Швецова вместо девяти цилиндров стало четырнадцать, располагались они в два ряда. Запущенный в серийное производство в мае 1941 г. двигатель получил наименование АШ-82. Предназначался он для истребителей и устанавливался на самолетах Ла-5 и Ла-7 - одних из лучших самолетов военного времени. Широкому распространению этих самолетов способствовало применение менее уязвимых двигателей воздушного охлаждения.

В 1940 году Швецов получил степень доктора технических наук, в 1942 году его удостоили звания Героя Социалистического Труда, в 1948 году произвели в генерал-лейтенанты инженерно-технической службы.

В конце войны и в первые послевоенные годы с появлением реактивных двигателей, казалось бы двигатели поршневые ушли в прошлое. Однако именно в это время Швецов введя в двигатель турбокомпрессор, обеспечил полет на высоте 11 км. Его АШ-73ТК имел мощность 2400 лошадиных сил, что достигло теоретической предельной мощности моторов этого класса. Этот мотор позволил поднять в воздух тяжелый бомбардировщик Ту-4.

Предвидя необходимость создания более высотных и более тяжелых дальних бомбардировщиков, конструкторский коллектив А. Д. Швецова в конце сороковых годов разработал серию экспериментальных двигателей, в том числе уникальный двигатель АШ-2ТК, состоявший из шести блоков, Мощность двигателя достигала 4300 л. с., его повышенная высотность и малый удельный расход топлива достигались благодаря комбинированному наддуву от турбокомпрессора и приводного центробежного нагнетателя.

Оригинальным в этом двигателе было использование энергии выхлопных газов, которые из цилиндров отводились в газовые турбины, передававшие дополнительную мощность на приводной вал, а газ на выходе из турбокомпрессора использовался для получения дополнительной реактивной тяги. Двигатель АШ-2ТК, как и двигатель В. А. Добрынина, предназначался для тяжелых высотных самолетов сверхдальнего действия.

В период применения как в военной, так и в транспортной авиации поршневых авиационных двигателей Аркадий Дмитриевич Швецов был одним из выдающихся отечественных конструкторов, который в трудное для страны время сумел организовать высококвалифицированный коллектив и благодаря своему таланту и настойчивости в решении поставленных задач обеспечил создание большого количества типов первоклассных двигателей воздушного охлаждения.

Аркадию Дмитриевичу были органически присущи честность и чувство собственного достоинства. Эти качества А. Д. Швецов высоко ценил и в других. Надо сказать, что он был разносторонне талантлив. С юношеских лет полюбив Урал с его суровой, величественной природой и живя на берегу Камы, Швецов часами бродил по нехоженым тропам или плыл на лодке, наблюдая жизнь леса, любуясь красотой уральских пейзажей. Иногда он брал с собой подрамник и краски, Любовь к живописи сохранилась у него до последних лет. Очень любил Аркадий Дмитриевич отдыхать за шахматами. Даже не имея партнера, он мог часами разбирать сложные турнирные партии. Но самым большим увлечением его была музыка. Аркадий Дмитриевич часто говорил что готов примириться с любыми лишениями, но не мог бы отказаться от рояля. В любой час, вернувшись домой, он садился за рояль.

А.Д. Швецов родился в 1892 году в пос. Нижнесергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, в семье заводского учителя. В семье Швецовых было семеро детей, все они получили домашнее образование. Особым прилежанием в учении выделялся Аркадий. Он очень рано пристрастился к чтению. После одиннадцати лет учительства на заводах глава семейства Швецовых, Дмитрий Степанович, переехал с семьей в Пермь, поскольку подошло время отдавать в учение старших детей.

Летом 1901 г. Аркадий Швецов был зачислен в приготовительный класс Пермского Алексеевского реального училища. 5 июня 1908 г. ему был выдан аттестат о среднем образовании. В Государственном архиве Пермской области хранится дело канцелярии Пермского Алексеевского реального училища о производстве испытаний учеников 6-го класса в 1908 г. Аркадий Швецов обнаружил следующие успехи в предметах реального курса: поведение – 5, Закон Божий – 4, русский язык – 3, немецкий язык – 3, французский язык – 5, география – 3, история – 3, математика – 3, естественная история – 4, физика – 4, рисование – 4, черчение – 4, прилежание – 3, внимание – 4, пропущенных уроков – 74.

Летом 1909 г. Аркадий приехал в Москву и поступил на механическое отделение Высшего технического училища, уже тогда имевшего славу замечательной школы русских механиков. В конце 1911 г. умер Дмитрий Степанович, отец Швецова, и Аркадий предложил матери с младшими детьми переехать в Москву. Он взял на себя материальные заботы о семье: днем работал чертежником на заводе, корректором в типографии, а вечера просиживал над учебниками. И все же денег не хватало. Швецову пришлось на время оставить учебу. В это время у него зародился страстный интерес ко всему, что связано с авиацией. Он поступил на завод «Динамо» токарем, где раскрылся как конструктор станочных приспособлений. В начале 1917 г. руководство завода предложило ему место техника-конструктора.

В Москве Аркадий Дмитриевич обрел личное счастье: он женился, в 1914 г. родился сын Владимир.

Швецов безоговорочно принял Октябрьскую революцию, а его мать, Евдокия Моисеевна, даже вступила в партию большевиков. Весной 1918 г. Евдокия Моисеевна встретилась с Надеждой Константиновной Крупской и по ее рекомендации была принята на работу в редакцию нового журнала для домохозяек.

Аркадий Дмитриевич тем временем вновь взялся за учение. Не оставляя работу на заводе, он изучал курс Высшего технического училища и в 1921 г. получил диплом инженера по двигателям внутреннего сгорания. Швецову исполнилось тридцать лет, когда ему предложили возглавить техническое бюро на авиационном заводе «Мотор». Это было началом того, что стало делом всей его жизни.

В 1922 г. Швецов приступает к работе по созданию русского авиационного мотора. Еще через год он возглавил технический отдел завода «Мотор» и закончил работу по созданию М-8-РАМ. Но Аркадий Дмитриевич видел, что будущее за моторами с воздушным охлаждением. Мысль о новом двигателе, который отвечал бы перспективным инженерным принципам, возникала еще во время работы над РАМом (русским авиационным мотором).

11 февраля 1924 г. А.Д. Швецова назначили главным инженером авиазавода «Мотор». В 1926 г. конструкторской группе под руководством Швецова удалось создать пятицилиндровый звездообразный двигатель с воздушным охлаждением, который стал первым серийным авиамотором отечественной конструкции. Стосильный мотор был удивительно прочным, хотя отличался компактностью и весил всего полтораста килограммов. Этот двигатель Швецова получил марку М-11 и был установлен на самолетах По-2 (У-2), АИР-6, Ут-2, Як-18 и др. Впоследствии было выпущено несколько модификаций мотора: М-11А, М-11Б, М-11В, М-11Г и др. Швецов получил известность как талантливый конструктор авиамоторов с воздушным охлаждением. В 1927 г. выпущенный под руководством Швецова двигатель М-22 привлек внимание авиаконструктора А.Н. Туполева. Был построен опытный истребитель АНТ-5, который поступил в серийное производство.

В 1931 г. и в 1933 г. Швецов с группой специалистов авиапрома был командирован в Соединенные Штаты Америки для ознакомления с опытом авиационных фирм. После возвращения Аркадия Дмитриевича в 1934 г. правительство приняло решение направить его главным конструктором на новый моторостроительный завод в г. Пермь. В июле 1935 г. первый пермский мотор М-25 отлично выдержал государственные испытания. Этот двигатель был установлен на истребителе И-15, созданном авиаконструктором Н.Н. Поликарповым. Его с полным правом называли одним из лучших истребителей в мире. Это было подтверждено на международной авиационной выставке, которая проходила в 1935 г. в Италии.

В 1939 г. в советской авиации был широко распространен швецовский девятицилиндровый двигатель М-63. Но он никак не мог сравниться с новым мотором АШ-82, который по мощности значительно превосходил однотипный американский «Райт-Циклон».

В августе 1939 г. жена Аркадия Дмитриевича трагически погибла в железнодорожной катастрофе. Несмотря на личную драму, Швецов как руководитель опытно-конструкторского бюро в преддверии возможной войны с фашистской Германией стремился форсировать работу над АШ-82, поскольку понимал, что предстоящая война станет гигантской схваткой моторов.

Осенью 1940 г. за большой научно-технический вклад, внесенный в создание авиадвигателей, Высшая аттестационная комиссия присудила Швецову без защиты диссертации ученую степень доктора технических наук. Сын Аркадия Дмитриевича, Владимир, пошел по стопам отца – в это же время он закончил моторостроительный факультет авиационного института и получил диплом инженера.

В мае 1941 г. двигатель АШ-82 прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство. Этот мотор принес конструкторскому бюро Швецова всесоюзную славу. Многие самолеты с двигателями Швецова сражались на фронте: высокоманевренный истребитель И-15, прославившийся еще на Халхин-Голе, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8. В 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения А.Д. Швецову присвоено звание Героя Социалистического Труда и присуждена Государственная премия первой степени.

В 1940-е годы Швецовым был разработан целый ряд поршневых двигателей воздушного охлаждения семейства АШ, мощность которых последовательно возрастала: АШ-62ИР, установленный на самолетах Ли-2, Ан-2; АШ-82, АШ-82ФН для истребителей Ла-5 и Ла-7, бомбардировщиков Ту-2, Пе-8, пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14.

В 1946 г. Аркадий Дмитриевич был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Кунгурскому избирательному округу. В 1950 г. он во второй раз был избран депутатом Верховного Совета СССР.

Люди обращались к депутату А.Д. Швецову со своими проблемами и бедами: были просьбы об оказании материальной помощи, о лечении, о выделении бензина, транспорта, мотоколясок для инвалидов. Швецов старался помочь всем. В Государственном архиве Пермской области имеется личный фонд А.Д. Швецова, который содержит документы, освещающие его депутатскую деятельность – письма Аркадию Дмитриевичу от граждан, переписка Швецова с Молотовским облисполкомом и другими организациями по вопросам депутатской деятельности.

В январе 1952 г. Аркадий Дмитриевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Помимо этой награды, список орденов А.Д. Швецова включает в себя пять орденов Ленина, орден Кутузова первой степени и Суворова второй степени, четыре Государственные премии (1942, 1943, 1946, 1948 гг.) и еще четыре медали.

Огромные нагрузки и колоссальное напряжение не могли не сказаться на здоровье конструктора, и 19 марта 1953 г. сердце А.Д. Швецова остановилось. Его именем в г. Перми названа улица и авиационный техникум, расположенный в здании бывшего Алексеевского реального училища, которое окончил А.Д. Швецов.

© 2024 Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование