Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сертификация систем качества. Структура системы сертификации

Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в то время как в Беларуси на эту проблему обратили серьезное внима­ние только в последние годы.

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает предприятию немало выгод и преимуществ. Во-первых, он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют предприятиям кредиты, чья система качества серти­фицирована. Во-вторых, страховые компании отдают предпочтение таким предприятиям при страховании от ущерба за некачественную продукцию.

Сертификат на систему качества - весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара. Западные эксперты отме­чают, что в ближайшем будущем на едином европейском рынке до 95% контрактов будет заключаться только при наличии у поставщи­ка сертификата на систему качества.

Сертифицированная система качества характеризует способ­ность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых фак­торов конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внеш­нем рынках.

Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экс­портировать свою продукцию, сертификация системы качества - важ­нейшее условие, определяющее возможность заключения контракта на реализацию продукции по мировым ценам.

На основе программы работ по развитию сертификации систем качества была разра­ботана и принята «Система сертификации систем качества и про­изводства», которая называется «Регистр систем качества» (далее - Регистр). Это система добровольной сертификации.



Регистр организован в соответствии с действующим законода­тельством, правилами по сертификации и государственными норма­тивными документами Республики Беларусь, а также европейски­ми и международными правилами и нормами в области сертифика­ции систем качества.

Основные направления деятельности Регистра - сертификация систем качества; сертификация производства; инспекционный кон­троль за сертифицированными системами качества и производства; международное сотрудничество в интересах взаимного признания сертификатов на системы качества.

В системе Госстандарта создан Технический центр Регистра сис­тем качества, который организует работы по созданию нормативной базы системы, содействует реализации государственной политики по сертификации систем качества и производства, обеспечивает заинте­ресованные стороны информацией о национальном и зарубежном опы­те в данной области.

Принципы сертификации систем качества:

o добровольность, исключение дискриминации в допуске к систе­ме; объективность и воспроизводимость их результатов;

o конфиденциальность; информированность;

o четкая определенность области аккредитации органов по серти­фикации;

o проверка выполнения обязательных требований к продукции (ус­луге) в сфере законодательного регулирования;

o достоверность документированных доказательств заявителя о соответствии действующей системы качества установленным требованиям.

Структура Регистра системы качества отражена на рис. 20.

Рисунок 20 – Структура Регистра систем качества

Совет по сертификации систем качества и производства имеет статус совещательного органа, разрабатывающего предложения по принятию решений, касающихся работы Регистра.

Комиссия по апелляциям создастся Техническим центром из неза­висимых экспертов и функционирует по мере возникновения необхо­димости.

Научно-методический комитет Регистра разрабатывает норма­тивные и методические документы; участвует в работе Совета по сер­тификации систем качества и производства, а также в Комиссии по апелляциям; формирует банк данных и банк нормативных документов; разрабатывает учебные программы для обучения экспертов и т.п.

Органы по сертификации систем качества и производства проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществляют ин­спекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодейству­ют со всеми структурными подразделениями Регистра.

Организации с сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность качества продукции (производства) и представляют необходимую информацию по требованию орга­на по сертификации или Технического центра Регистра; принима­ют корректирующие меры по результатам инспекционного конт­роля; информируют орган по сертификации об изменениях в про­изводственном процессе.

Процедуры сертификации систем качества и производства включают:

o взаимодействие органов по сертификации и заявителей в пери­од, предшествующий сертификации;

o проведение проверок, принятие решений о сертификации сис­тем качества;

o оформление сертификатов соответствия;

o инспекционный контроль за сертифицированными системами качества;

o взаимодействие органов по сертификации с Техническим цен­тром Регистра.

Этапы сертификации производства :

1. Представление заявки на сертификацию производства.

2. Предварительная оценка.

3. Составление методики сертификации производства.

4. Проверка производства.

5. Оформление сертификата соответствия на производство.

6. Инспекционный контроль за сертифицированным производством.

Сертификация систем качества проводится в три этапа :

o заочная оценка системы качества;

o окончательная проверка и оценка системы качества;

o инспекционный контроль за сертифицированной системой каче­ства в течение срока действия сертификата.

Заочная оценка системы качества - это предварительная оцен­ка, необходимая для того, чтобы эксперт мог выявить потенциаль­ную возможность сертификации и целесообразность проведения дальнейших работ на данном предприятии. На этом этапе заявитель представляет в орган по сертификации систем качества заявку, доку­мент о политике по качеству, руководство по системе качества, анкету-вопросник с ответами. Если анализ этих материалов имеет поло­жительные результаты, орган по сертификации заключает договор с заявителем о проведении сертификации системы качества.

Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в то время как в России практически только в течение двух последних лет на эту проблему обратили серьезное внимание. Возможно, одна из причин такого отставания связана с упадком отечественного производства и слабой ориентацией действующих предприятий на экспорт своих товаров. Немногие производственные предприятия России осознали важность и необходимость сертификации систем качества: всего лишь несколько десятков российских предприятий имеют сертификат на системы качества, в то время как за рубежом им владеют десятки тысяч фирм.

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками , которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества - весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара: западные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация системы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия (фирмы): в процессе подготовки к сертификации системы качества приводится в порядок и в соответствие рыночной экономике управление предприятием и производством; облегчается процедура сертификации продукции.

Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества - важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам.

В России есть немало предприятий, которые столкнулись с этой проблемой, к сожалению, лишь на переговорах с иностранным контрагентом, которые при отсутствии сертификата на систему качества завершились для российской стороны не лучшим образом.

Развитие рыночных отношений в России, а также ее внешнеэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ принять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации систем качества в РФ. В соответствии с этой программой была разработана и принята "Система сертификации систем качества и производств", которая называется "Регистр систем качества" (далее - Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации. Решение о вхождении новой для РФ добровольной системы в систему ГОСТ Ρ принято сознательно и мотивировалось известностью Системы ГОСТ Ρ в России и зарубежных странах, где ее сертификат и знак соответствия находят признание. Не случайно и знак соответствия Регистра систем качества отличается от знака Системы ГОСТ Ρ лишь подписью "Регистр" над знаком и указанием номера стандарта ИСО под знаком.

Все это направлено на ускорение признаваемости российских сертификатов на системы качества в РФ и за рубежом. Во избежание дискредитации системы Госстандарт исключил вхождение в нее систем сертификации, которые и ранее предлагали услуги по сертификации систем качества (их порядка 10), но по тем или другим критериям вызывали сомнение. Например, если не обозначена четко область аккредитации органа по сертификации, то неизвестны его специализация, диапазон квалификации специалистов и др.

Регистр как система организован в соответствии с действующим законодательством, правилами по сертификации и государственными нормативными документами России, а также европейскими и международными правилами и нормами в области сертификации системы качества. Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; сертификация производств; инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами; международное сотрудничество в интересах взаимного признания сертификатов на системы качества.

Практическая деятельность по сертификации систем качества в России регламентируется основополагающими государственными стандартами: ГОСТ Ρ 40.001-95 "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской федерации"; ГОСТ Ρ 40.002-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения"; ГОСТ Ρ 40.003-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации систем качества"; ГОСТ Ρ 40.004-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации производств";

ГОСТ Р 40.005-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами".

В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, в Регистре используются государственные стандарты, представляющие собой принятые "методом обложки" международные стандарты ИСО :

Технологическая система (технологические процессы, состояние погрузочно-разгрузочных работ, хранение, установка);

Техническое обслуживание и ремонт (техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт оснастки, поверка контрольно-измерительных приборов);

Система технического контроля и испытаний (входной контроль, операционный контроль, приемочный контроль; типовые, квалификационные и периодические испытания).

Основные этапы сертификации производства представлены в табл. 22.1.

Процесс подготовки к сертификации производства, как показывает российская практика, положительно сказывается на деятельности предприятия. Например, повышается технологическая дисциплина; значительно усиливается связь с потребителями; разрабатываются количественные и качественные критерии стабильности производства; четко выявляются те звенья технологического процесса, которые непосредственно влияют на характеристики продукции, подлежащие обязательной сертификации, и др.

Сертификаты на систему качества и производства могут использоваться предприятием, если при обязательной сертификации продукции по системе ГОСТ Ρ (или по другой системе, входящей в ГОСТ Р) выбирается схема 5 (см. гл. 16). В этом случае для получения сертификата соответствия продукции достаточно провести испытания типа этой продукции в аккредитованном испытательном центре (лаборатории). Следует отметить, что схема 5 применяется в тех случаях, когда технология производства чувствительна к воздействию внешних факторов (точное приборостроение, радиоэлектроника, пищевая промышленность); на предприятии установлены повышенные требования к безопасности (производство взрывчатых веществ , средств индивидуальной защиты, транспортных средств и т.п.); мал срок пригодности продукции для использования (скоропортящиеся пищевые товары); предприятие часто модифицирует продукцию (одежда, мебель и т.п.).

Предполагается, что сертификацию производств должен проводить специально аккредитованный для этого орган, но на сегодняшний день их немного, и в тех случаях, когда для того или иного конкретного производства еще нет органа по сертификации, его функцию выполняет ВНИИС как уполномоченный орган.

За 1996 г. сертифицировано около 300 производств, среди которых - пищевые, машиностроительные, химические, электротехнические процессы.

Под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, видов деятельности, возможностей и средств, направленных на обеспечение соответствия продукции, процессов и услуг обусловленным или предполагаемым потребностям.

Требования к системам качества предприятий содержатся в международных стандартах серии ИСО 9000. В России они приняты как серия ГОСТ Р ИСО 9000. Эти стандарты предусмат-ривают наличие элементов, обеспечивающих функционирование системы качества на предприятии.

В РФ была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества». Это система добровольной сертификации . В рамках данной системы осуществляется:

Сертификация систем качества;

Сертификация производств;

Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производства;

Международное сотрудничество в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания ее результатов.

Практическая работа по сертификации систем качества регламентируется стандартом ГОСТ Р 40.001–95 «Правила по проведению сертификации систем качества в РФ».

Госстандарт утвердил блок из четырех стандартов серии ГОСТ Р 40.001(2,3,4)-96, составляющих нормативно-методическую основу регистра систем качества.

Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:

Заочная (предварительная) оценка системы качества;

Окончательная проверка и оценка системы качества;

Инспекционный контроль за системой качества.

В России система сертификации систем качества включает сертификацию производств .

Положительные результаты подготовки к сертификации производства: повышение технологической дисциплины, усиление связи с потребителем, выявление слабых звеньев технологических процессов, разрабатываются критерии стабильности производства.

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Дайте определение сертификации.

2. Что такое сертификат соответствия?

3. Кто является участниками процедуры сертификации?

4. Дайте определение системы сертификации.

5. Какова основная цель «Глобальной концепции по сертификации и ис­

пытаниям»?

6. Перечислите основные международные организации по сертифика­

ции и аккредитации.

7. Объясните структуру законодательной и нормативной базы сертифи­

8. Объясните задачи Госстандарта России в области сертификации.

9. Объясните термин «участник сертификации». Перечислите основных

участников системы сертификации.

10. В чем заключаются обязанности органов по сертификации и испыта­

тельных лабораторий?

11. В чем заключаются обязанности изготовителей продукции?

12. Объясните причины разделения сертификации на обязательную и доб­

ровольную.

13. Что такое «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация»?

14. В чем заключается потребность проведения добровольной сертифи­

15. Дайте определения автономным и опосредованным объектам сертификации.

16. Что такое действительные и потенциальные объекты сертификации?

ТЕМА 6 .ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Тематический план:

Необходимость правового регулирования метрологической деятельности

Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»

Государственный метрологический контроль и надзор

Калибровка СИ

Ответственность за нарушение законодательства по метрологии

Международные организации по метрологии

Государственная система обеспечения единство измерений (ГСИ)

Учебная информация:

Необходимость правового регулирования метрологической деятельности

Метрология относится к такой сфере деятельности, основные положения которой должны быть закреплены именно законом, принимаемым в соответствии с законодательством страны. Это связано с тем, что все юридические нормы, направленные на охрану прав и законных интересов потребителей, должны регулироваться законодательными актами, принимаемыми высшим законодательным органом страны.

Деятельность по обеспечению единства измерений (ОЕИ) осуществляется в соответствии с:

Конституцией РФ (ст. 71р);

Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»;

Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 №100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;

Необходимая для согласования со стандартами серии 9000 ИСО, во многих странах развита достаточно высоко. В России в свое время также обратили на это внимание и стали ориентироваться на нее. Особенная необходимость возникает для товаров, которые выпускаются для экспорта. Производители уже успели оценить всю важность, которую несет с собой сертификация систем.

Достоинства

Считается, что данный институт несет в себе множество преимуществ. Во-первых, он служит доказательством надежности компании производителя. Даже банки намного быстрее дадут кредит таким фирмам. Страховые компании, в свою очередь, скорее застрахуют их от ущерба за недобросовестную продукцию. Сертификация систем качества является значительным аргументом при заключении договора. Если на компанию подадут судебный иск за некачественный товар, данный документ станет доказательством отсутствия вины производителя.

Во-вторых, он является важным условием возможности участия компании в тендерах. Кроме того, процедура обязательно скажется на делах производителя самым положительным образом. Ведь при реализации данного действия, направленного на получение сертификата, дела компании, как правило, приводят в порядок. Таким образом, и сама процедура становится более легкой и менее продолжительной.

Сертификация систем качества показывает возможность предприятия производить товары заявленного образца. Поэтому она и приобретает способность стать конкурентоспособной на любом рынке. Особенно это актуально для российских компаний, собирающихся в перспективе экспортировать свою продукцию. У них появляется больше возможности для ее реализации по достойным ценам. По крайней мере, опыт многих компаний, столкнувшихся с такой проблемой в прошлом, теперь уверен в необходимости наличия подобного документа.

Немного истории

В 1995 году Госстандарт принял программу, согласно которой стала развиваться сертификация систем качества в России под названием «Регистр систем качества». Она утверждает добровольный порядок проведения процедуры, являясь в то же время частью государственной системы ГОСТ Р. Последняя — это систем качества. Решение о проведении добровольной процедуры мотивировалось тем, что государственный документ России является хорошо узнаваемым в других странах. Поэтому и у нее очень схож с государственным.

Госстандарты и цели сертификации

Целью введения института служило получение еще большего признания российских документов за рубежом. Основными направлениями деятельности является:

  • сертификация производства;
  • осуществление контроля;
  • сотрудничество между государствами.

Деятельность этого органа регулируется следующими госстандартами.

  1. Правила по сертификации систем качества.
  2. Регистр систем качества.
  3. Порядок проведения сертификации систем качества.
  4. Порядок проведения сертификации производств.
  5. Регистр, инспекционный контроль за сертифицированными системами.

Кроме того, принят ряд документов, которые отображают методом обложки международные стандарты акты, где регламентируется модель качественного обеспечения при проектировании, разработке, монтаже, обслуживанию, контроле и испытаниях.

В Госстандарте имеется технический центр Регистра. В нем организуется функционирование по образованию норм системы, реализуется государственная политика относительно сертификации качества и производства, а также заинтересованные лица информируются о наличии опыта в данной сфере.

Принципы

Все стандарты имеют ряд принципов, посредством которых организуется структура системы сертификации, ее процедура, а также осуществляется контроль. Перечислим их.

  1. Добровольность.
  2. Объективность.
  3. Отсутствие дискриминации.
  4. Конфиденциальность.
  5. Определенность области.
  6. Информированность.
  7. Проверка соответствия на исполнение надлежащих требований.

Органы систем сертификации

В структуру Регистра входят следующие органы.

  1. Госстандарт.
  2. Технический центр.
  3. Совет по сертификации.
  4. Комиссия по апелляции.
  5. Научно-методический комитет.
  6. Сертифицирующие органы.

Госстандарт утверждает структуру Регистра, решает вопросы относительно его развития, рассматривает главные правила и принципы работы, контролирует деятельность, а также принимает участие в апелляционной комиссии.

Технический центр организует и осуществляет контроль за процессом, принимает участие в инспекционной деятельности, а также аккредитации экспертов, ведет Реестр, приостанавливает или аннулирует сертификаты, информирует и контактирует с зарубежными организациями такого же профиля. Кроме того, на него могут быть возложены и иные задачи.

Совет по сертификации является совещательным органом, разрабатывающим соответствующие решения по работе Регистра. В него входят специалисты от разных организаций.

Комиссия образуется Техническим центром. Она состоит из экспертов и работает лишь при наличии такой необходимости.

Научно-методический комитет занимается разработкой документов для участия в Совете и Комиссии, формирование банка данных и документов, разработкой программ, направленных на получение экспертами необходимого багажа знаний и другое.

Органы, где непосредственно проводится сертификация систем помимо этого, оформляют результаты, инспектируют предприятия, а также развивают взаимодействие между структурными подразделениями.

Специальные организации контролируют качество и информируют или Технический центр. При необходимости они корректируют результаты инспекций, сообщают в соответствующий орган об изменениях в производстве и так далее.

Мероприятия до начала процедуры

Три ГОСТа, а именно: 40.003-96, 40.004-96 и 40.005-96, направлены на взаимодействие сертифицирующих органов и заявителей еще до начала проведения процедуры. Согласно им, проводится проверка и принимается решение об оформлении документа, осуществлению контроля и совместных действиях организаций с Техническим центром. Они находятся в соответствии с международными правилами, создавая таким образом, условия для признания в других странах, и присоединения к международной системе.

В то же время российская система стандартизации и сертификации несколько иная, так как имеет, помимо прочего, процедуру для получения документа при производстве. Но обычно предприятия сначала проходят именно этот вид. Затем приступают к работе над качеством, потому что последняя является более сложной в сравнении в предыдущей.

Ступени системы

Таким образом, структура системы сертификации «Регистр» состоит из двух ступеней. Разрабатываются государственные стандарты и порядок их аккредитации. В основном это касается органов, проводящих сертификацию. У них верифицируется компетентность. Также создаются условия для привлечения хороших специалистов извне. Преимуществом будет являться известность организации за рубежом. Кроме того, в ней должны иметься все необходимое оборудование для задокументированных процедур по оценке качества. Здесь же проводится сертификация производств. Однако выдача документа принадлежит другой организации, так как для этой возможности необходима иная аккредитация.

Российские системы сертификации состоят из трех этапов.

  1. Заочная.
  2. Окончательная проверка и оценка.
  3. Инспекционный контроль.

Заочная система

На данном этапе дается предварительная оценка, необходимая для выявления экспертом потенциальной возможности прохождения процедуры. Также рассматривается ее целесообразность на конкретном предприятии. Заявитель подает заявку, к которой прилагает документ о политике качества, руководству по ней и анкету с ответами. При положительных результатах принимается решение о следующем шаге.

Окончательная проверка

На данном этапе проверяется состояние:

  • деятельности по регулированию вопросов качества;
  • системы производства;
  • качества продукции.

Деятельность инспектируется на предмет соответствия имеющихся деталей требованиям, которые включены в стандарт серии 9000 ИСО или аналогичные российские системы сертификации.

Выводы могут иметь такие формы.

  1. Полное соответствие — тогда незамедлительно выдается сертификат.
  2. В целом ответ положительный, но имеются некоторые отклонения. В этом случае назначается период, в течение которого деятельность должна быть приведена в норму.
  3. Полное несоответствие. Тогда предприятие может повторно пройти процедуру, лишь основательно подготовившись к ней. Программа будет повторяться заново.

Инспекционный контроль

Он может проходить в плановом и внеплановом режимах. В последнем случае контроль назначается, если в органы системы сертификации поступают претензии о качестве либо вводятся значительные изменения в процесс изготовления продукции или в ее конструкцию. Он может быть также проведен и в том случае, если меняется структура организации и кадровый состав на предприятии.

Совместная сертификация

Кроме вышеизложенных, «Регистр» предоставляет и другие возможности. Так, может быть не только национальная система сертификации, но и совместная с подобными организациями в других странах. Например, ВНИИС заключил подобное соглашение со всемирно известной фирмой "Дет Норске Веритас". Цель в данном случае состояла в для улучшения конкурентоспособного фона российских компаний и их товаров.

Таким образом, компании приобретают возможность по своему желанию получить документ от двух органов или от какого-либо из них по отдельности. В этом, кстати говоря, заинтересованы не только отечественные производители. Итальянцы, выходя на российский рынок, также нуждаются в соответствующей документации.

Правила системы сертификации позволяет российским производителям также напрямую обращаться с заявками в любые фирмы, осуществляющие соответствующую деятельность в мире.

Совместная процедура направлена не только на выдачу документа нужного образца. Она заключается в реализации задачи по обеспечению на отечественных предприятиях соответствия качеству по международным стандартам.

Сертификация производства

Данная процедура бывает самостоятельной или входит в получение документа на систему качества. Оценочным критерием здесь выступает способность продукции отвечать определенным требованиям, содержащимся в документах. Структура системы сертификации состоит из правил, которые установлены Госстандартом. Они предусматривают методику проведения процедуры на каждом предприятии. Целью здесь является получение соответствия требованиям, с обоснованными оценками и воспроизведенными итогами.

В качестве объектов выступает:

  • готовая продукция;
  • технологическая система;
  • техобслуживание;
  • система технического контроля и испытаний.

Подготовка компании всегда сказывается на ее деятельности положительно. Так, на практике замечено, что улучшается связь с потребителями, увеличивается дисциплина на производстве, разрабатываются различные критерии стабильности, выявляются основные звенья, влияющие на характеристики продукции и так далее.

Для каждого вида предполагается своя схема. Так, если реализуются системы обязательной сертификации, выбирается схема 5. Тогда испытания проводятся в специальных лабораториях. Схема используется также при чувствительной технологии производства к внешним воздействиям, а также в случаях, когда срок годности является очень маленьким, и предприятие модифицирует свои товары.

Основными принципами сертификации систем качества долж­ны быть: добровольность; исключение дискриминации в досту­пе к системе; объективность и воспроизводимость результатов; конфиденциальность; информативность; четкая определенность области аккредитации органов по сертификации; проверка вы­полнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; достоверность доку­ментированных доказательств заявителя о соответствии дейст­вующей системы качества установленным требованиям.

Структура Регистра следующая: Росстандарт РФ, Техниче­ский центр Регистра, Совет по сертификации систем качества и производств, Комиссия по апелляциям, Научно-методи­ческий комитет Регистра, органы по сертификации систем ка­чества и производств; организации, получившие сертификат на систему качества (рис. 22.1).

Функции Росстандарта сводятся к следующему: утверждение структуры Регистра; принятие принципиальных решений о его развитии; рассмотрение основных правил и принципов функ­ционирования регистра; контроль за деятельностью Регистра; участие в комиссии по апелляциям (при необходимости).

Технический центр Регистра непосредственно организует, про­водит и контролирует сертификацию систем качества и произ­водств, участвует в инспекционном контроле; ведет Реестр сер­тифицированных систем качества и производств; участвует в аккредитации экспертов; приостанавливает или аннулирует действие сертификатов; занимается информационным обеспе­чением; устанавливает контакты с зарубежными национальны­ми и международными организациями аналогичного профиля деятельности, выполняет другие оперативные и методологические задачи.

Совет по сертификации систем качества и производств имеет статус совещательного органа, который разрабатывает предложе­ния для принятия решений, касающихся работы Регистра. Он со­стоит из специалистов заинтересованных организаций, представ­ляющих изготовителей, потребителей, Технический центр Регист­ра и др.



Комиссия по апелляциям создается Техническим центром из независимых экспертов и функционирует по мере возникнове­ния необходимости. В ее состав могут быть включены предста­вители структурных подразделений Регистра.

Научно-методический комитет Регистра разрабатывает нор­мативные и методические документы; участвует в работе Сове­та по сертификации систем качества и производств, а также в Комиссии по апелляции; формирует банк данных и банк нор­мативных документов; разрабатывает учебные программы для обучения экспертов и т.п.

Органы по сертификации систем качества и производств проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществ­ляют инспекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Регистра.

Организации с сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность функционирования качества (про­изводства) и представляют необходимую информацию по тре­бованию органа по сертификации или Технического центра Регистра; принимают корректирующие меры по результатам инспекционного контроля; информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс и т.д.

Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:

· заочная оценка системы качества;

· окончательная проверка и оценка системы качества;

· инспекционный контроль за сертифицированной систе­мой качества в течение срока действия сертификата.

В результате проверки могут быть сделаны следующие вы­воды:

· система полностью соответствует установленным требо­ваниям;

· система в целом соответствует требованиям, но обнару­жены отдельные отклонения от стандарта;

· система не соответствует установленным требованиям.

Сертификация производства

Процедура сертификации производства осуществляется по пра­вилам, установленным Росстандартом, которые, в частности, предусматривают составление методики сертификации произ­водства для каждого предприятия. Методика содержит: одно­значные требования; обоснованные методы оценки; воспроиз­водимость результатов; доступность методов проверок.

При сертификации производства оцениваются четыре блока объектов:

· готовая продукция (оценка ее качества в сфере реализа­ции и потребления и анализ причин обнаруженных де­фектов);

· технологическая система (технологические процессы, со­стояние погрузочно-разгрузочных работ, хранение, уста­новка);

· техническое обслуживание и ремонт (техническое обслу­живание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт оснастки, поверка контрольно-измерительных приборов);

· система технического контроля и испытаний (входной контроль, операционный контроль, приемочный кон­троль; типовые, квалификационные и периодические ис­пытания).

Основные этапы сертификации производства представлены в табл. 22.1. ВЫУЧИТЬ!!!

Процесс подготовки к сертификации производства, как по­казывает российская практика, положительно сказывается на деятельности предприятия.

Таблица 22.1. Основные этапы сертификации производства

Номер этапа Наименование этапа Краткое содержание Исполнитель
Представление за­явки на сертифи­кацию производ­ства Предварительная оценка Составление ме­тодики сертифи­кации производ­ства Проверка производства Оформление сер­тификата соот­ветствия на про­изводство Инспекционный контроль за сер­тифицированным производством Подготовка исходных материалов и оформ­ление заявки Экспертиза исходных материалов, сбор и ана­лиз информации о ка­честве реализуемой про­дукции, оценка целесо­образности проведения последующих этапов Регламентация объек­тов и процедур про­верки производства и правил принятия ре­шения (или оценка су­ществующей методики) Формирование группы (комиссии) экспертов, проверка производства в соответствии с мето­дикой сертификации, составление акта и от­чета о результатах про­верки Оформление сертифи­ката соответствия на производство, внесение его в Государственный реестр, выдача сертифи­ката предприятию Выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответ­ствии с методикой сертификации Предприятие-заявитель Орган, проводя­щий сертифика­цию производства Проводящий сертификацию орган Проводящий сертификацию орган Проводящий сертификацию орган Проводящий сертификацию орган

Сертификаты на систему качества и производства могут ис­пользоваться предприятием, если при обязательной сертифика­ции продукции по системе ГОСТ Р (или по другой системе, входящей в ГОСТ Р) выбирается схема 5. В этом случае для получения сертификата соответствия продукции доста­точно провести испытания типа этой продукции в аккредито­ванном испытательном центре (лаборатории). Схема 5 приме­няется в тех случаях, когда технология производства чувстви­тельна к воздействию внешних факторов (точное приборо­строение, радиоэлектроника, пищевая промышленность); на предприятии установлены повышенные требования к безопас­ности (производство взрывчатых веществ, средств индивидуаль­ной защиты, транспортных средств и т.п.); мал срок пригодности продукции для использования (скоропортящиеся пищевые то­вары); предприятие часто модифицирует продукцию (одежда, мебель и т.п.).

Предполагается, что сертификацию производств должен про­водить специально аккредитованный для этого орган, но на сегодняшний день их немного, и в тех случаях, когда для того или иного конкретного производства еще нет органа по серти­фикации, его функцию выполняет ВНИИС как уполномочен­ный орган.

Сертификация услуг

Обязательная сертификация потенциально опасных для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг введена в Рос­сии на основании законов:

· О безопасности дорожного движения,

· Об основах туристической деятельности в Российской Федерации,

· О защите прав потребителей.

Объектами сертификации в сфере услуг могут быть: услуга; организация, предоставляющая услугу; персонал, выполняю­щий услугу; производственный процесс; система управления качеством в организации, предоставляющей услуги.

Формирование системы сертификации услуг и выбор ее участников проводятся в соответствии с «Правилами по прове­дению сертификации в РФ". Согласно этому документу в со­став участников системы сертификации услуг могут входить:

· руководящий орган - Росстандарт РФ,

· центральные органы,

· научно-методический центр - ВНИИС,

· методические центры (отраслевые НИИ),

· аккредитованные органы по сертификации и испыта­тельные лаборатории,

· аккредитованные органы по сертификации систем управ­ления качеством.

Схемы сертификации, по российским правилам, относятся как к услугам, так и к работам. Они включают: оценку выпол­нения работы или оказания услуги; проверку результатов про­веденной работы или оказанной услуги; инспекционный кон­троль за сертифицированными работами и услугами.

Действия, которые осуществляют эксперты соответствую­щего органа по сертификации в рамках этих трех составляю­щих схемы, представлены в табл. 24.1.

Таблица 24.1. Схемы сертификации услуг

Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
Оценка мастер­ства исполните­ля работ и услуг Оценка процес­са выполнения работ, оказания услуг Анализ состоя­ния производ­ства Оценка органи­зации (предпри-ятия) Оценка систе­мы качества Оценка системы качества Проверка (испытания) результата работ и ус­луг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Рассмотрение декла­рации о соответствии прилагаемым документам Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам Контроль мастерства исполнителя работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг Анализ состояния производства Контроль соответст­вия установленным требованиям Контроль системы качества Контроль качества выполнения работ, оказания услуг Контроль системы качества

Для сертификации материальных видов услуг в схему обыч­но включают: аттестацию профессионального мастерства ис­полнителя услуги и инспекционный контроль (для предприни­мателей и малых предприятий); аттестацию процесса предос­тавления услуги и выборочную проверку результата услуги при периодическом инспекционном контроле; аттестацию процесса предоставления и инспекционный контроль; сертификацию систем качества обслуживания и инспекционный контроль.

Для сертификации нематериальных услуг, как правило, применяют следующие схемы: сертификацию предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертифика­цию системы обеспечения качества обслуживания и последую­щий инспекционный контроль за ее работой.

Выбор схемы сертификации, а также организационно-методические мероприятия по сертификации услуг осуществ­ляются в соответствии с Положением о Системе сертификации ГОСТ Р и Правилами сертификации работ и услуг в РФ.

Согласно российскому законодательству наряду с обяза­тельной сертификацией допускается добровольная сертифика­ция услуг.

В качестве нормативной базы сертификации услуг применяют­ся международные, региональные и национальные стандарты, действующие санитарно-гигиенические нормы и правила, а также нормативные документы, утверждаемые органами государствен­ного управления для конкретных видов услуг.

Сертификационные проверки услуг (что идентично сер­тификационным испытаниям продукции) выполняют экспер­ты-аудиторы, зарегистрированные в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р. Проверки обычно проводятся на месте производства услуги. При положительных результатах проверок орган по сертификации оформляет сертификат соот­ветствия, а при отрицательных - заявителю выдается решение об отказе. Заявитель также может получить лицензию на при­менение знака соответствия и проставлять его на ярлыках, до­кументации, квитанциях и т.п., а также использовать в рекламных целях в течение срока действия сертификата (не более трех лет).

Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам возложен на сертификационный орган, который обычно привлекает территориальные органы Госстандарта, санитарно-эпидемиологические службы, транс­портные и другие инспекции, союзы (общества) потребителей.

Для проведения инспекционного контроля нематериальных услуг необходим опрос потребителей путем анкетирования, лич­ных интервью и т.п. Обычно этим занимаются социологические центры, службы маркетинга, местные органы управления, а также сами исполнители услуг. По результатам инспекционного контро­ля принимаются решения в соответствии с российскими правила­ми сертификации. Инспекционный контроль может быть плано­вым и внеплановым. Периодичность планового устанавливает ор­ган по сертификации. Внеплановый назначается органом по сер­тификации при наличии претензий потребителей и замечаний контролирующих органов.

Тесты для самоконтроля

1. Сертификации в России подлежат услуги:

а) материальные,

б) нематериальные,

в) и те, и другие.

2. Туристические услуги подлежат сертификации:

3. Россия присоединилась к GATS.

© 2024 Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование